Россия превратила захваченные украинские буровые платформы в Черном море в военную базу

Новости
СПБУ «Украина» (переименованная РФ в «Крым-1») на Одесском месторождении, вдали СПБУ «Петр Годованец» (переименованная РФ в «Крым-2»), 7 сентября 2017 г. Фото: dpsu.gov.ua

На захваченных украинских буровых вышках и платформах на шельфе Черного моря российские военные установили радиолокационные станции, которые используются для наблюдения за надводной обстановкой. На этих объектах постоянно находится около 130 вооруженных военнослужащих.

Об этом председатель правления ПАО «ГАО «Черноморнефтегаз» Светлана Нежнова заявила в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» .

 7 сентября вместе с сотрудниками прокуратуры АРК, Нацполиции, представителями НАК «Нафтогаз Украины» с борта корабля морской охраны «Григорий Куропятников» Светлана Нежнова осуществила визуальный осмотр самоподъемных плавучих буровых установок, морских стационарных платформ, блок-кондукторов, расположенных на Одесском, Голицынской, Штормовом, Архангельском газовых месторождениях в Северо-западной части Черного моря.

«Эти радиолокационные станции стоят на буровых, которые сейчас не работают, — на самоподъемных буровых установках «Таврида» и «Сиваш». Одна развернута в сторону Одессы, другая — в сторону Крыма. Указанная станция покрывает около 20 км, и можно наблюдать надводную ситуацию, которая есть в Черном море. И я так понимаю, на морских стационарных платформах и блок-кондукторах, а их в Черном море шесть и восемь соответственно, есть около 130 вооруженных военнослужащих РФ. Для меня это похоже на военную базу, которая есть в Черном море», — сказала Нежнова.

СПБУ «Украина» (переименованная РФ в «Крым-1») на Одесском месторождении, 7 сентября 2017 г. Фото: dpsu.gov.ua

Она добавила, что россияне разместили радиолокационное оборудование и военнослужащих для его обслуживания даже на блок-кондукторах, не приспособленных для постоянного пребывания там людей.

«Мы наблюдали блок-кондуктор у Одесского газового месторождения в экономической зоне Украины, и на этом блок-кондукторе есть вагончик, в котором живут военные, и есть все необходимое оборудование для жизни. То есть даже блок-кондуктор, который по технологическим нормам не приспособлен для того, чтобы там жили люди, сейчас приспособлен для того, чтобы там жили военные Российской Федерации», — отметила Нежнова.

Военные РФ на украинской морской платформе на Одесском месторождении, 7 сентября 2017 г. Фото: dpsu.gov.ua

По ее словам, это оборудование позволяет мониторить надводную ситуацию и быстро реагировать, в частности, поднять военную авиацию для защиты захваченных у Украины буровых, если любой корабль или судно к ним попытается подойти.

Нежнова отметила, что использование Россией буровых вышек и платформ ГАО «Черноморнефтегаз» для установки военного оборудования, что фактически превратило их в военную базу, нарушает Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Глава правления компании указала, что все обнаруженные во время рейда 7 сентября факты внесены в акте, который станет еще одним доказательством при рассмотрении в международном трибунале ООН по морскому праву арбитражного производства по иску против России, которое Украина инициировала для защиты своих прав как прибрежного государства в прилегающих к оккупированного Крыма зонах Черного и Азовского морей и Керченском проливе, а также при рассмотрении Третейским судом в Гааге арбитражного производства, иницированного  НАК «Нафтогаз Украины» и шестью его дочерними компаниями, включая «Черноморнефтегаз», о возмещении убытков, причиненных незаконным захватом Россией активов в оккупированном Крыму.

«По его (рейду- ред.) результатам составлен акт, который будет передан международным юристам, представляющим интересы и НАК «Нафтогаз Украины» и МИД в двух арбитражах, которые уже сформированы и уже будут заседать в 2018 году. То есть это уже основательный документ с доказательствами, который передан для международных судов», — сказала Нежнова.

СПБУ «Петр Годованец» (переименованная РФ в«Крым-2») на Одесском месторождении, 7 сентября 2017 г. Фото: dpsu.gov.ua

Напомним, во время оккупации Крыма Российской Федерацией были захвачены и теперь используются значительные активы ГАО «Черноморнефтегаз» на полуострове и шельфе Черного моря: 15 месторождений нефти и газа, 3 площади залежей углеводородов, Глебовское подземное газохранилище, более 1200 км магистральных газопроводов, 43 газораспределительные станции, 4 плавучие буровые установки, включая  скандальные «вышки Бойко»— «Петро Годованець» и «Украина» («Незалежність»).

27 января 2017 года Приморский районный суд Одессы наложил арест на четыре самоподъемные буровые установки (СПБУ) ПАО «ГАО «Черноморнефтегаз», незаконно захваченные РФ у Украины после оккупации Крыма.

30 мая Приморский районный суд Одессы наложил арест на 27 судов и 33 нежилых помещения ГАО «Черноморнафтогаз», захваченные Россией после оккупации Крыма.

20 сентября НАК «Нафтогаз Украины» и ее шесть дочерних компаний подали в трибунал, сформированный при Постоянной палате Третейского Суда в Гааге, исковое заявление о возмещении убытков, причиненных незаконным захватом РФ активов в АР Крым, которые на данный момент оцениваются экспертами в 5 млрд. долл.