Прокуратура АРК и правозащитники передали в МУС свидетельства об изменении Россией демографической ситуации в Крыму

Новости
Международный уголовный суд в Гааге Фото: AP Photo / Mike Corder

Прокуратура АРК совместно с правозащитной организацией «Региональный центр прав человека» (РЦПЧ) направила седьмой сообщение в Международный уголовный суд (МУС), в котором содержится обоснование ответственности России за генерацию потоков внутренне перемещенных лиц и изменение демографической ситуации в оккупированном Крыму.

Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры автономии.

В частности, авторы документа обосновывают ответственность представителей власти РФ за реализацию политики «интеграции» и создания атмосферы страха, которая заставляет проукраинское население покидать полуостров и пополнять категорию внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) Украины. Во время работы над сообщением было проанализировано более 1000 протоколов допросов ВПЛ, что фиксировались правоохранительными органами в течение последних трех лет.

Как отмечается, такие действия оккупанта могут нарушать статьи 7(1)(d), 8 (2)(a)(vii)/8(2)(b)(viii) Римского статута МУС.

«В сообщении также добавлен перечень должностных лиц РФ, в большей или меньшей степени ответственных за нарушения прав человека в Крыму. К рассмотрению офиса прокурора МУС мы предоставили перечень из 14 представителей высшего государственного руководства Российской Федерации, которые должны отвечать за совершенные преступления», — сообщил прокурор АРК Игорь Поночовный.

Он также отметил, что с начала расследования Прокурором МУС ситуации по Украине следует ожидать уже в 2020 году.

«По состоянию на конец 2019 года количество официально зарегистрированных внутренне перемещенных лиц из Крыма уже превысило 42 895 человек. Но по неофициальным данным правозащитных организаций количество таких людей может составлять 100 000», — отметил юрист РЦПЧ Виталий Набухотный.

По словам правозащитника, только во время «активной» фазы оккупации можно выделить с десяток причин, которые толкали людей к перемещению. Среди них пытки и похищения активистов и организаторов мирных собраний, незаконные обыски и задержания, а также допросы, которые оккупационная «власть» называет «профилактическими беседами».

В целом авторы сообщения выделили около 30 основных факторов в шести сферах общественной жизни, которые были следствием политики «интеграции» оккупационной «власти» полуострова и создавали общую атмосферу страха и давления в Крыму.

Эксперт РЦПЧ Роман Мартыновский отметил, что ситуация, которая сложилась в Крыму, является особенной, ведь принудительность такого перемещения не ограничивается применением физической силы, как в случае пыток или депортации. Она также включает в себя угрозу, вызванную страхом перед насилием, задержанием, психологическим нагнетанием или злоупотреблением властью. Это подтвердилось показаниями жертв, когда люди оставили полуостров только потому, что стали очевидцами многочисленных нарушений прав человека и боялись за повторение такой ситуации с их родными и близкими в будущем.

Напомним:

  • Ранее прокуратура АРК во взаимодействии с правозащитниками подала уже шесть информационных сообщений прокурору МУС о военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые совершаются в оккупированном Россией Крыму. В них говорится о фактах использования РФ гражданского населения в качестве «живых щитов» во время военных действий активной фазы оккупации Крыма в феврале-марте 2014 года, принудительном призыве на службу в вооруженные силы РФ, выдворение и депортацию жителей из Крыма на основе решений судов оккупационной «власти», насильственное перемещение осужденных в пенитенциарные учреждения, расположенные на территории России.
  • 5 декабря 2019 года Офис прокурора МУС опубликовал отчет о деятельности по предварительному расследованию за 2019 год, в котором квалифицирует ситуацию в Крыму, как состояние оккупации, а ситуацию на Донбассе как международный и немеждународный вооруженный конфликт. 6 декабря документ был представлен в рамках 18 Ассамблеи государств-участников Римского статута прокурором Международного уголовного суда.