Об этом популярная соцсеть сообщила в своем отчете за октябрь.
«Мы удалили 46 аккаунтов Facebook, 44 страницы, одну группу и три аккаунта Instagram, связанных с PR-агентством MAS в Украине и лицами, связанными с кампанией Юлии Тимошенко и партией «Батькивщина», — говорится в сообщении.
Как указывается, эта деятельность возникла в Украине и была ориентирована на украинскую аудиторию. Выявить сеть помогли публичные жалобы пользователей. Хотя люди, которые стояли за этой деятельностью, пытались скрыть свою личность, расследование разоблачило их связь с PR-агентством MAS.
«Мы обнаружили эту сеть в рамках расследования относительно подозрений на скоординированное неаутентичное поведение в регионе. Мы также получили информацию из публикаций в СМИ о некоторых видах деятельности (MAS — ред.) в Украине», — отметили в Facebook.
Сеть ботов использовала фейковые аккаунты. Они создавали страницы вымышленных людей, комментировали публикации других пользователей, размещали информацию в группах и руководили страницами, которые позиционировались как местные новостные ресурсы. Охват ресурсов достигал 889 000 аккаунтов, а на рекламу было потрачено 2,1 млн долл.
Как сообщается в отчете, «ботоферма» распространяла новости и информацию об актуальных событиях в Украине, касающиеся политики и выборов, преимущественно на украинском языке. Среди них — комментарии с поддержкой Юлии Тимошенко и партии «Батькивщина» и критикой их политических оппонентов: президента Владимира Зеленского и экс-президента Петра Порошенко. Деятельность ботов в основном фокусировалась на теме недавних выборов: как президентских и парламентских в 2019 году, так и местных в 2020 году.
В Facebook также привели примеры контента, размещенного на некоторых из страниц ботов.
Напомним:
- Центр журналистских расследований в материале «Facebook — серая зона политической рекламы» писал, что социальные сети стали мощным средством политической агитации. В 2019 году это показали президентские выборы и подтвердили парламентские. В течение последнего месяца перед выборами Верховной Рады количество политической рекламы в соцсети Facebook неуклонно росло, накануне выборов достигнув трех тысяч сообщений в день. Украинские политики и партии тратили на предвыборную рекламу и агитацию в социальных сетях сотни тысяч долларов. Однако в отчетах кандидатов они не указывались.
- В сентябре 2019 года Facebook приостановила деятельность в Украине аккаунтов и групп, которые вели скоординированные кампании по дезинформации. Идентифицировать обширную кампанию, которую вела «фабрика троллей», удалось на основе поведенческого анализа подозреваемых, а не содержания контента. Среди заблокированных страниц оказались аккаунты изданий Znaj.ua, Politeka, Hyser, которые часто публикуют непроверенную информацию.