Об этом Константинов заявил 10 марта на заседании «президиума Госсовета», сообщает агентство «РИА Новости Крым».
«Нужно переходить от слов к делу, сформировать первый иск совместно с юристами Госсовета Крыма по водной блокаде. Попросил бы все профильные комитеты в соответствии со своими полномочиями принять участие в этой работе и конкретизировать (ущерб)», — сказал Константинов.
В частности, по его словам, необходимо учесть ущерб, который был нанесен инфраструктуре Северо-Крымского канала, сельскохозяйственной отрасли, экологии полуострова. Также в эту сумму должен быть включен ущерб, понесенный вследствие аварии на заводе «Крымский титан» в 2018 году.
«Кроме того, нужно учесть стоимость всех мероприятий, которые проводятся федеральными властями, республиканскими и местными органами власти и простыми гражданами, которые вынуждены в такой ситуации бурить скважины за свои личные средства, чтобы как-то спасаться. Все это должно лечь в сумму конкретных претензий», — сказал Константинов.
По его словам, ответчиками по данному иску должны быть и украинские политики, призывавшие к водной блокаде полуострова и непосредственно осуществлявшие ее.
«Это наши бывшие псевдокрымчане, которые приложили много усилий, чтобы вода была перекрыта. Это небезызвестные Сенченко (экс-нардеп Андрей Сенченко — ред.), Чубаров (глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров — ред.) и иже с ними, которые неоднократно публично призывали к нанесению как можно большего ущерба Крыму», — уточнил Константинов.
В комментарии журналистам он отметил, что иск к Украине по водной блокаде будет не единственным.
«Это начало большой претензионной работы. Следом у нас энергоблокада, на ликвидацию ущерба от которой пришлось потратить миллиарды рублей, это транспортная и продуктовая блокада. Мы сначала должны доказать это в наших российских судах, закрепиться в нашей юрисдикции, а потом дальше будем апеллировать к международным инстанциям в соответствии с нормами. Наступит момент, когда мы сможем предъявить эти иски в полной мере», — подчеркнул Константинов.
26 августа 2020 года cекретарь СНБО Украины Алексей Данилов заявил, что в оккупированном Крыму местных водных ресурсов хватает для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд населения. Проблему водоснабжения российских военных объектов и украденных в Украине предприятий на полуострове должна решать оккупационная российская власть.
Напомним:
- После оккупации Крыма Украина в апреле 2014 года года перекрыла поступление воды на полуостров из реки Днепр через Северо-Крымский канал, который обеспечивал до 85% его потребностей в пресной воде. Для обеспечения водой Херсонской области и недопущения ее перетока на территорию оккупированного полуострова канал был перегорожен временной дамбой из мешков с песком. Впоследствии на ее месте была построена капитальная дамба. В Крыму сложилась критическая ситуация с водоснабжением отдельных городов, а также с организацией орошения и полива на землях сельскохозяйственного назначения.
- По мнению крымских ученых, региональных чиновников и аграриев альтернативы Северо-Крымскому каналу для производства качественной сельскохозяйственной продукции и сохранения экологического баланса почв не существует.
- В июле 2020 года Центр журналистских расследований сообщал, что русло Северо-Крымского канала в направлении Армянска и Джанкоя на оккупированном Россией Крымском полуострове находится в аварийном состоянии и непригодно для использования.
- С 24 августа 2020 года в Симферополе, в Симферопольском и Бахчисарайском районах оккупированного Крыма ограничили подачу воды из-за засухи. Оккупационные власти заявили об установке возле социальных объектов и в жилых микрорайонах города более 230 накопительных баков для воды. Ограничения вводились в три этапа. 7 сентября введен третий, самый жесткий этап ограничений подачи воды. Водоснабжение осуществляется по часам — утром и вечером.
- С 23 сентября 2020 года ограничение подачи воды введено в Алуште, Партените и Малом Маяке.
- 29 крымских населенных пунктов находятся на «режимном водоснабжении».