В Аскании-Нова оккупанты собираются открыть памятник Петру Козлову, царскому полковнику, который был вторым «комиссаром» местного заповедника

Новости
Аскания Нова

У центрального входа в зоопарк захваченного оккупантами биосферного заповедника «Аскания-Нова» имени Ф. Э. Фальц-Фейна Национальной академии аграрных наук Украины в Херсонской области появился памятник Петру Козлову. Открытие монумента в честь второго российского директора – «комиссара» заповедника после вынужденной эмиграции его основателя и владельца сто лет назад, оккупанты анонсировали еще несколько месяцев назад.

Об этом сообщает Центр журналистских расследований.

Как стало известно ЦЖР, у центрального входа в зоопарк биосферного заповедника «Аскания-Нова» оккупанты на днях установили памятник Петру Козлову. Рядом с ним стоят замотанные в темную защитную пленку фигуры, напоминающие лошадей или зебр и которые могут быть частью этой скульптурной композиции. Где подевалась расположенная перед входом «каменная баба» – статуя половецкого воина – неизвестно.

Петр Козлов был царским полковником, русским и советским географом, которого в 1917 году тогдашнее временное правительство России назначило «комиссаром» для охраны заповедника «Аскания-Нова». Он прибыл туда уже после того, как власть в России захватили большевики во главе с Владимиром Лениным и когда основатель заповедника Фридрих Фальц-Фейн был вынужден покинуть Асканию-Нову. Козлов стал вторым после Иосифа Пачоского назначенным россиянами «директором» захваченного и впоследствии национализированного заповедника, сейчас страдает от новых поколений захватчиков из РФ.

Сєргєй Вікшняйкін (ліворуч), радник гендиректора фонду президентських грантів РФ Владімір Татарінов, "директор" заповідника "Асканія-Нова" Дмітрій Мєщєряков (праворуч). Фото: окупаційні медіа

Сергей Викшняйкин (слева), советник гендиректора фонда президентских грантов РФ Владимир Татаринов, «директор» заповедника «Аскания-Нова» Дмитрий Мещеряков (справа). Фото: оккупационные медиа

Впрочем, Виктор Шаповал, законный директор биосферного заповедника «Аскания-Нова», считает, что Петр Козлов был светлой фигурой в истории учреждения.

«Он был сподвижником Фальц-Фейна и непосредственным участником грандиозного дела по сохранению дикой лошади Пржевальской. Козлов сыграл немалую роль в сохранении заповедника и его коллекций, обеспечил охрану имущества имения после октябрьского переворота 1917 года. В то время как нынешние оккупанты несут главную и непосредственную угрозу сохранению заповедника и являются первоисточником всех его проблем. Россияне сейчас размещают свою военную технику на территории «Аскании-Нова», прикрываясь гражданским населением. У всех на слуху сброс россиянами авиабомбы на жилой квартал в Новой Каховке 15 сентября. В Аскании-Нова подобное было 22 августа, когда в результате действий вражеской авиации над природоохранной территорией выгорело 345 га заповедного участка Большого Чапельского пода», — прокомментировал ЦЖР Виктор Шаповал.

По его словам, открытие памятника Петру Козлову для российских оккупантов является формой их пропаганды. Не случайно захватчики анонсировали открытие целого ряда подобных монументов в Херсонской области. Первым из них летом этого года стал памятник Евгению Матвееву, советскому кинорежиссеру и киноактеру, уроженцу села Новоукраинка Скадовского района. Инициатором установки этих памятников оккупанты называют подконтрольное им историческое общество Херсонщины, которое возглавляет заместитель председателя так называемого правительства области, коллаборант Сергей Черевко.

«Россиянам присуще утонченное кощунство и просто уникальная способность поносить и делать токсичным все, чего они касаются. Сложно сказать, почему их выбор пал именно на Петра Козлова. Возможно, они себя ассоциируют с ним, потому что Козлов был царским офицером, который страдал от физического насилия большевиков. Но не факт, что эпопея с памятником закончится его открытием. Россияне уже убрали Потемкина, когда бежали из Херсона. Надеюсь, и Козлова они заберут с собой, когда будут убегать из Аскании-Нова», — сказал Виктор Шаповал.

Он добавил, что у заповедника сейчас множество неотложных проблем – начиная от кормов, горючего, комплектующих, запчастей до обслуживающей техники и заканчивая постоянными пожарами и обстрелами. Но из этого сложно сделать хорошую «картинку». Гораздо проще установить какой-нибудь памятник и умыть руки от решения других проблем.