Прокуратура выполняет функции общего надзора вопреки Конституции

Жизнь

Комплексный анализ Конституции Украины и действующего законодательства свидетельствует, что на сегодня законы, которые регулируют деятельность государственных органов относительно контроля за соблюдением законов, уже введены в действие, а потому дальнейшее осуществление Прокуратурой Украины функции общего надзора является неконституционным.

Пункт девятый Переходных положений Конституции Украины (разделу XV) временно возложил на органы прокуратуры дополнительные полномочия к тем, которые закреплены в разделе VІІ, в частности в этом пункте отмечалось, что прокуратура продолжает выполнять, в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия — к введению в действие законов, которые регулируют деятельность государственных органов относительно контроля за соблюдением законов, и к образованию системы досудебного следствия и введения в действие законов что регулируют ее функционирование.

В свое время вопрос осуществления прокуратурой функции предварительного следствия был решен Конституционным судом Украины в решении от 10 сентября 2008 года. Тогда положение статьи 17 (следственные прокуратуры) Закону Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года №1789 — XII было признано таким, которое отвечает Конституции Украины. При этом в мотивировочной части приведенного решения отмечено: «системный анализ действующего законодательства, которое нормирует деятельность следственных подразделений в органах, на которые возложена функция расследования криминальных преступлений свидетельствует о незавершенности процесса создания системы досудебного следствия и реформирования органов расследования криминальных преступлений».

Тем временем вопрос относительно возможности осуществления прокуратурой, в соответствии с пунктом 9 Переходных положений Конституции Украины, функции надзора за соблюдением и применением законов (дальше — общий надзор) оставался открытым.

На сегодня «действующим» законом в понимании п. 9 Переходных положений Конституции Украины, который регулирует деятельность прокуратуры, есть Закон Украины «О прокуратуре». В нем вопросу общего надзора посвящено ряд статей в частности статья 1 глави 1 раздела ІІІ (надзор за соблюдением и применением законов). Однако такое законодательное обеспечение, учитывая конституционно установленный временный характер функции общего надзора прокуратуры, постоянно вызывало ряд вопросов и сетований.

Попытка предоставить этой функции постоянный статус была сделана в 2004 году. Тогда Верховная Рада Украины статью 121 Основного Закона Украины дополнила пунктом 5, согласно которому на прокуратуру Украины, помимо остального возлагалось осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов из этих вопросов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами. Однако 30 сентября 2010 года Конституционный суд Украины признал соответствующий закон неконституционным. Как следствие, данный закон потерял действие, в том числе потеряло действие и положение пункта пятого, которым была дополнена статья 121 Конституции Украины.

Следовательно, в повестке дня опять появился вопрос относительно возможности осуществления прокуратурой общего надзора в современных условиях. Сторонники всегдашнего прокурорского надзора утверждают, что прокуратура должна продолжать осуществлять надзор за соблюдением и применением законов — мол, законы, предвиденные пунктом девятым Переходных положений Конституции, не введены в действие, а следовательно, и надзор якобы — конституционно обусловлен.

После 28 июня 1996 года законодательная база Украины появилась существенно обновленной и модернизированной. В частности, в сфере регулирования деятельности государственных органов относительно контроля за соблюдением законов было принято и введено в действие.

Анализ даже неполной законодательной базы свидетельствует, что на сегодня выполнены установленные Переходными положениями Конституции Украины отлагательные условия, которые позволяли прокуратуре осуществлять функцию общего присмотра. А именно: вступили в силу законы, регулирующие деятельность государственных органов относительно контроля за соблюдением и применением законов.

И по существу, практически любой закон определяет органы государственной власти, закрепляет их функции и полномочия относительно осуществления контроля за соблюдением норм, которые регулируют отношения в конкретной сфере жизнедеятельности.

Следовательно, согласно Конституции Украины, прокуратура уже давно должна была прекратить осуществлять функцию надзора за применением законов.

 Источник: ЗН