Керченский мост, аэропорт в Симферополе, красные паспорта. Ложь россии о крупнейших достижениях в Крыму

Российские оккупанты готовятся к фейковому «референдуму» на оккупированном юге и востоке Украины. Понимая, что поддержки у населения нет, дату его проведения все никак не выберут. Следовательно, полным ходом работают подкуп, агитация и пропаганда, которыми оккупанты пытаются перетащить на свою сторону то количество населения захваченной территории, которое было бы не стыдно назвать в собственной статистике.

Один из главных нарративов пропаганды — проголосуйте, и у вас будут те блага, что и у жителей Крыма. Миф о том, как россия создала на полуострове чуть ли не филиал рая на земле активно циркулирует в течение всего времени оккупации и сейчас, по мнению пропагандистов, должен наконец сыграть им на руку. И все бы ничего, если бы успеваемость Крыма не была лишь красивой оберткой, созданной благодаря не менее красивым лозунгам. Об этих «достижениях» Центр журналистских расследований писал последние годы, поэтому сейчас мы решили проанализировать пропагандистские тезисы для более глубокого понимания того, что россия умеет только врать.

Взрывы на авиабазе рф в Новофедоровке в оккупированном Крыму, 09.08.2022 Фото: соцсети

«Россия — это возможности». Нет, это дорога в изоляцию

Раздача паспортов России гражданам других стран, чтобы оказать влияние и на них и на политику этих государств, — устоявшаяся практика России, под которую постоянно подгоняется ее законодательство. Для неофитов упрощают функцию получения гражданства России.

В 2014 году в Крыму вообще всех жителей, проживавших на территории полуострова на день «референдума», автоматически признали гражданами России! Форсированной процедура затягивания в граждане России стала для украинцев на оккупированном востоке, а после полномасштабного вторжения – для жителей Херсонской, Запорожской, Харьковской областей. Но в Кремле пошли еще дальше и распространили эту процедуру на всех граждан Украины. Вот только россияне умалчивают, что у этого «счастья» много минусов и даже угроз.

Колаборант Володимир Сальдо отримує паспорт рф

Первая – российские документы, выданные гражданам на ТОТ Украины, нигде не будут признаваться, кроме самой России.

Паспорта России для жителей оккупированных территорий Запорожской и Херсонской областей выписывают в российских органах МВД в оккупированном Крыму. Следовательно, эти документы не будут признаваться ни Украиной, ни ЕС, ни США, Канадой и почти сотней других стран, которые исповедуют политику непризнания попытки аннексии россией АР Крым и Севастополя и поддержали Резолюции Генассамблеи ООН 27 марта 2014 года и целый ряд других актов в поддержку территориальной целостности Украины.

Пользоваться таким паспортом (а также дипломами, аттестатами, свидетельствами, водительскими правами и автомобильными номерами) удастся исключительно на оккупированной территории России. Это касается и других документов, например, актов регистрации гражданского состояния, университетских дипломов, с которыми устроиться на работу не в пределах России будет крайне сложно, а вероятнее всего — невозможно, документов на недвижимость, которые не дадут права распоряжаться своим имуществом, школьных аттестатов, которыми невозможно будет поступить в украинский вуз и т.д. Крымчане даже не могут выехать за территорию полуострова или России на автомобилях с выданными там номерными знаками. Если очень упрощенно, то все выданные оккупантами документы – это только бумага. Хотя нет, они даже не стоят бумаги, из которой изготовлены.

Жителям Херсонщины хорошо известно, ведь они знают, что все годы оккупации Крыма крымчане ездили в ЦНАПы их области, чтобы оформить украинские документы и иметь такие же права, как и украинцы со свободных территорий. Например, чтобы путешествовать по миру или учиться или работать за границей, воспользоваться безвизовым режимом для поездок в страны Шенгенской зоны или получить визы в другие страны. За украинской биометрикой на Херсонщину ездили даже коллаборанты! Как, например, севастопольский член путинской партии – «единоросс» Игорь Кучерявый, успешно задержанный СБУ как раз на пути по украинскому биометрическому паспорту.

Чтобы поощрить людей получать паспорта России, оккупанты прибегают к открытому подкупу и запустили «флешмоб»: получил паспорт – получишь 10 тысяч рублей «соцпомощи». Но желающим взять аусвайс нужно помнить: гражданство любой страны – это не только права, но и обязанности. Одни из них в России — обязательная военная повинность, то есть новоиспеченные граждане могут быть мобилизованы и вынуждены воевать против Украины. Кто верит пропагандистам, что жителей «освобожденных территорий» 5 лет не будут призывать в армию, – пусть почитает драматические истории «мобиков» из ОРДЛО, где для выполнения мобилизационных планов людей буквально с улицы хватают и отправляют как пушечное мясо на войну.

ЦНАП у КПВВ «Каланчак», 02.06.2021 Фото: Facebook Ирина Веригина

«Построили новый аэропорт в Симферополе». Но оттуда уже никуда не летают

Да, аэропорт действительно построили. И он даже красив. Но на этом его преимущества заканчиваются, ведь летать из него можно только в Россию. Точнее, можно было до 24 февраля 2022 года.

Международный аэропорт Симферополя был захвачен российскими оккупантами в ночь с 27 на 28 февраля 2014 года, и тогда украинское правительство закрыло воздушное пространство над Крымом для полетов всех без исключения воздушных судов. 31 марта 2014 года Европейская организация по безопасности воздушного движения (Евроконтроль) запретила полеты в Крым. Поэтому международный аэропорт столицы Крыма только формально, ведь обслуживает он исключительно рейсы российских авиакомпаний и международные рейсы отсюда не осуществляются. Более того, с началом полномасштабного вторжения аэропорт вообще простаивает, ни сюда, ни отсюда ничего не летает вообще уже по решению самой россии.

Ситуация может измениться только по возвращении Украиной всех оккупированных территорий, включая, конечно, с Крымом и Севастополем.

Аеропорт «Сімферополь» в окупованому Криму Фото: c-inform.info

Можно предположить, что россияне прекрасно понимали бесперспективность запуска «международного аэропорта» в оккупированном Симферополе, но похоже, что для них важнее не практичная, а идеологическая составляющая — создание «витрины». Так что денег на «визитку» не жалели. Кроме новых терминалов «А» и «В», в июне 2016 года началось строительство нового аэровокзального комплекса площадью 78 тысяч квадратных метров. Его стоимость составила более 32 миллиардов рублей, а запустить его удалось 16 апреля 2018 года. Как и все мегапроекты, финансируемые из Фонда целевых программ или с банковских кредитов, которые затем списываются, сооружение аэропорта в Симферополе стало кормушки для приближенных к власти подрядчиков, а именно строительство сопровождалось скандалами. Но об этом не рассказывают в агитках.

«Пассажиропоток увеличился почти в пять раз». И за это доплачивали из бюджета

Логично, что недостаточно просто построить и показывать красивый аэропорт. Следует параллельно рапортовать о рекордном увеличении пассажиров. Вышеупомянутые данные приводит россия и проверить их чрезвычайно сложно.

Россияне действительно делали все возможное, чтобы стимулировать сограждан лететь в Крым. До 2016 года россия предоставляла субсидии авиаперевозчикам, а к 2019-му действовала нулевая ставка НДС на авиаперевозки в Крым. Так что увеличение пассажиропотока произошло. Но по данным «Майдану закордонних справ» в 2016 году бурный рост пассажиропотока практически прекратился и составил 3,6% к 2015 году.

При этом сразу после ввода в эксплуатацию тарифы за предоставление аэровокзального комплекса и обслуживание пассажиров выросли более чем вдвое. Еще на 56% подорожал сбор за взлет-посадку. Единственный в Крыму аэропорт гражданской авиации стал самым дорогим, если сравнивать с российскими. Крымские тарифы превышают сочинские почти в три раза, а сборы в крупнейшем российском аэропорту «Шереметьево» — более чем вдвое. Это соответственно сказывается на стоимости билетов.

«Самый длинный мост в россии — Крымский». Опасный и незаконный

По логике россиян, вероятно, длина объекта является его определяющей характеристикой. Это, конечно, не так. Сводимая оккупантами переправа является объектом незаконного строительства, ведь Украина не давала согласия на его построение, как это предусматривает все еще действующее двустороннее соглашение.

Эксперты «Крым SOS» считают, что строительство моста привело к огромному количеству экологических угроз, которые россияне пренебрегли на этапе строительства. Со стороны Таманского полуострова была создана сплошная насыпь, фактически присоединившая к полуострову остров Тузла, фактически уничтожив его. Остров превратился в технический объект с большой парковкой и составом инертных материалов. До начала строительства здесь росли растения, занесенные в Красную книгу Украины.

Перше фото з супутника, придбаного для ЗСУ. Фото: Ігор Лаченков

С обеих сторон моста оккупанты выстроили насыпи, сузив пролив. Это повлияло на гидрологические процессы в проливе, прибрежных течениях и миграцию планктона. Изучить последствия дистанционно, к сожалению, невозможно.

Издание theins.ru в материале«Правда про Кримський міст: удар по екології, невиплати робітникам, економічне безглуздя» цитирует эколога и геолога Евгения Витишко: «Мост находится на почвах, которые в своей основе состоят из иловых глин, они легко размываются, и их поведение предсказать сложно. Как и вообще сказать, как долго простоит мост и какие разрушения вызовет этот объект в зоне Черного моря».

Для строительства моста в России было переписано законодательство и фактически временно отменено действие конституции. Общественные слушания в Керчи по поводу строительства в 2015 году были проведены только формально, а мнение выступавших против местных жителей никто не учел.

Феодосійський морський торговий порт Фото: РИА Новости. Константин Михальчевский

А еще строительство этого моста полностью уничтожило крымские порты. В основательном исследовании о портах Крыма ЦЖР

пришел к выводу, что Керченский мост сыграл для крымских портов большую убийственную силу, чем западные санкции: доставка автомобильным и железнодорожным транспортом пассажиров и грузов по мосту обходится дешевле, чем доставка морским транспортом и переправой и не зависит от погодных условий. Следовательно, уже в 2019–2020 годах на грани банкротства оказались Феодосийский, Севастопольский, Евпаторийский и Ялтинский порты. Керченский «держался только за счет грузооборота с русским материком. Тысячи людей потеряли работу. Даже помогавшие оккупантам в 2014 году опрокидывать военных и технику — Керченская паромная переправа прекратила существование.

Строительством моста и железнодорожного переезда занималась компания олигарха и вторая путина Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж». За прокладку четырех автомобильных полос и двух железнодорожных линий она получила почти 300 млрд. рублей, при том, что первоначально стоимость составляла чуть более 80 миллиардов. Не то, чтобы мы сильно переживали за российские деньги, но при пропавших в неизвестном направлении столь больших суммах хвастание выглядит несколько странно.

«В 2023 году завершится строительство 8 этапа трассы «Таврида». Чтобы быстрее перегонять военную технику

Трасса «Таврида» — логическое продолжение проблем моста через Керченский пролив. Проект трассы тоже не проходил экологическую экспертизу. Когда строительство началось, оккупанты снесли 80 жилых домов в Керчи и дачного кооператива «Залив», а саму дорогу проложили через древний курган «Госпитальный». Это уже не говоря о тотальной вырубке лесных полос вдоль существующих дорог, которые расширялись в ходе строительства трассы

«Появление таких объектов инфраструктуры, имеющих действительно исторический масштаб, повлекло за собой ряд как прямых так и опосредованных изменений — от физического уничтожения колоссальных площадей природных территорий (в том числе и имеющих охранный статус) и начала строительства инфраструктуры вокруг новой магистрали», — считают эксперты «Крым SOS».

«Мощнейшие газовые станции могут обеспечить энергией не только полуостров, но и соседние регионы». Обеспечить не могут даже себя

После прекращения поставок электроэнергии из материковой Украины в Крым в 2015 году россия не могла обеспечить стабильное функционирование системы. Поэтому Россия вынуждена была оперативно строить новые генерирующие мощности – Таврическую ТЭС под Симферополем и Балаклавскую – под Севастополем.

Ключевые детали для таких объектов — турбины — россия не производила, так что их в обход санкций поставил концерн Siemens. Это как раз тогда и был скандал, показавший несовершенство санкционной системы. Несмотря на это, оккупанты сейчас хвастаются объектами, существование которых стало возможным исключительно из-за пробелов в санкциях. И повторить такое «произведение» в следующий раз, вероятнее всего, не удастся.

Камиш-Бурунська ТЕЦ, Керчь Фото: RFE/RL

Есть и еще одна интересная деталь, о которой россияне почему-то не рассказывают. В 2016 году россия предоставила крымским ТЭЦ специальный статус объектов вынужденной генерации и за выработанную энергию они получали больше денег, чем российские ТЭЦ. Почему так? Потому что это старые генераторные мощности. Так, например, Камыш-Бурунская ТЭЦ была построена в 1930-х годах, Симферопольская – в 1950-х.

Специальный статус продержался до конца 2021, а уже в январе 2022 года Симферопольская ТЭЦ прекратила генерировать электроэнергию полностью, а Камыш-Бурунская в Керчи — на 50%. Решение об остановке производства электрической энергии руководство компании приняло в связи с тем, что после прекращения действия режима вынужденной генерации ее производство на двух ТЭЦ стало убыточным. То есть предприятия не могут обеспечить даже сами себя, не говоря уже обо всем полуострове.

«Решена проблема с водой». На самом деле, проблема с водой никуда не исчезла, а временно перекрылась кражей воды из Днепра.

Строительство водозабора для обеспечения Севастополя свелось по сути к переброске воды из реки Бельбек на Водопроводный узел № 3. При этом увеличение добычи воды для одного Севастополя планировалось даже больше, чем для всей АР Крым!

Так, оккупационная администрация России в Крыму жертвует потребностями одних общин ради удовлетворения потребностей других. Объяснение такому «рациональному» использованию водных ресурсов только одно: Севастополь не просто город, это основная военно-морская база Черноморского флота России на оккупированном полуострове (об этом можно прочитать в материале «Водні пріоритети окупантів у Криму»).

Никакие водные проблемы в Крыму россия решить не способна и именно поэтому оккупанты в первые дни захвата Херсонщины бросились взрывать дамбу на Северо-Крымском канале. Но из-за многолетнего неиспользования артерии и ее засорения вода в Крым еще долго не дойдет.

«Из инфраструктурного забвения вывели лагерь «Артек». Чтобы учить детей воевать за россию

Под контролем российских оккупантов «Артек» превратился из центра отдыха детей в центр милитаризации детей, где одновременно отдыхающих используют для распространения российской пропаганды, направленной на попытки легализации аннексии полуострова.

В 2020 году проект Blackseanews зафиксировал закупку «Артеком» снайперских, обычных и пневматических винтовок, а также ремней для автоматов для, вероятно, «Юнармии» — организации, которая, прикрываясь псевдопатриотическими лозунгами, по сути готовит юношей и девушек к войне. С 2016 года она является обязательной частью пребывания детей в «Артеке».

Генерал-майор Денис Лямін в окупованому Криму, 2021 р. Фото: «Артек»

Здесь детям читают лекции об «окруженной кольцом врагов россии», «географических открытиях русских путешественников» и «необходимости включения всех этих земель в состав России».

Также военные Черноморского флота России принимают участие в показательных выступлениях для детей в «Артеке». Мероприятия с участием военнослужащих проходят в рамках «программы военно-патриотического воспитания молодежи».

***

Автор цієї статті є учасником програми Interlink Academy Fellowship, що фінансується урядом Німеччини.

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine