Прощай, море. Как «СВО» убила курортный сезон в Крыму

Публикации
Взрывы на авиабазе РФ в Новофедоровке в оккупированном Крыму, 09.08.2022 Фото: соцсети

Крым замер в ожидании украинских беспилотников и российских курортников. Главарь местной властной группировки Сергей Аксенов не вылезает из эфиров ру-пропаганды, зазывая россиян на «безопасный» полуостров. «С теми мерами, которые по поручению президента были предприняты, я могу сказать сразу — Крыму ничего не угрожает», — говорит Аксенов в федеральных эфирах.

Однако после подрыва российскими военными плотины Каховской ГЭС тональность заявлений Аксенова несколько меняется. Он уже прогнозирует «очень урезанный сезон», всего 1,5 млн курортников, которые приедут по железной дороге, но все так же рассказывает о защищенном усиленными мерами Крыме.

«Мерами» гауляйтер Крыма, очевидно, называет 200-километровый окоп вдоль западного побережья Крыма, заминированные пляжи, расставленную там вместо пляжных зонтиков артиллерию и «зубы дракона» вместо шезлонгов.

Большого сезона не будет не только в западном Крыму, где пляжи закрыли официально. Раннее бронирование провалено по всему полуострову. По данным председателя Крымской гостиничной ассоциации Сергея Маковея, в конце апреля номерной фонд в Крыму на лето был забронирован лишь на 10%. Тогда как раньше «высокий» сезон разбирали уже в январе-феврале. Не помогли даже «жирные» скидки от отелей и пансионатов. К примеру, знаменитая ялтинская «Ореанда», которая никогда не пустовала, теперь готова опустить ценник на 30%.

Премъер-отель «Ореанда» в оккупированной Ялте. Фото: booking.com

В этом сезоне россияне предпочитают Крыму Сочи, несмотря на то, что отдых на курортах Краснодарского края обойдется как минимум на треть дороже. Падение спроса на Крым взбодрило соседей, и они на радостях взвинтили цены.

Тем временем многие крымские  отели и базы отдыха решили в этом сезоне вовсе не открываться. Не выдержал и общепит. По данным председателя Ассоциации кулинаров Крыма и Севастополя Александры Птицыной, перед курортным сезоном в Крыму закрываются около 30% ресторанов.

«Этот сезон на сегодняшний день выглядит, наверно, в перспективе самым плохим за всю постсоветскую историю Крыма. Даже в сезоне 2014 года, в сезоне 2022 года, которые были тоже непростыми, тенденции были лучше, чем сейчас», – сказал Интерфакс-Россия глава крымского отделения Российского союза туриндустрии Борис Зелинский.

Море в Крыму прогрелось уже до комфортных 20 градусов. Но на пляжах пусто. Включите любую из веб-камер Крыма. Так выглядит центр Ялты.

А это – пустые набережная и пляжи Алушты в районе отеля «Море», имеющего звание лучшей семейной гостиницы-2022 в России. Он принадлежит олигарху — отставному генералу КГБ Александру Лебедеву, как и гостиницы «Миндальная роща» и «Морской».

В современный SPA-отель «Море» из 11 вилл и двух корпусов, размещенных на 8 гектарах роскошной парковой зоны, до оккупации Крыма были вложены немалые кредитные средства, в частности, и украинского «Энергобанка» (о судебной тяжбе за залоговое имущество Лебедева смотрите в расследовании ЦЖР «Российский миллиардер Лебедев может потерять курортные активы в Алуште»). Однако в этом сезоне здесь пусто, а на летний отдых предлагают скидку в 40%.

Любимец богемы – Коктебель. Теперь рай для интровертов, которые могут комфортно разместиться и даже затеряться в пляжной зоне протяженностью в пять километров. 

Новофедоровка, где прошлым летом пышно расцвела «бавовна». Полный курортный штиль. 

Тот факт, что после удачной атаки ВСУ на аэродром «Саки» военные самолеты перебросили в Анапу, похоже, не очень успокаивает потенциальных отдыхающих. Впрочем, легитимных военных целей в районе Сак и Евпатории еще много.

Отрицательный успех курортного сезона Крым продемонстрировал уже в прошлом году. Если верить местной шайке при власти, в 2022 г. на полуострове отдохнули 6,5 млн туристов против 9,5 млн в 2021 г. Эти цифры можно делить как минимум пополам, но тенденция очевидна. Как и причинно-следственная связь. «СВО» и последовавшая за ней отмена авиасообщения, сложнейшая логистика и многочасовые пробки на мосту, крымские космо-цены и, конечно, «бавовна». «Мамулечка, надо сваливать». И снова пробки на мосту. Ежедневно, по подсчетам местных властей, здесь проезжает 7 тыс. машин. Каждую тщательно проверяют. Поэтому без очередей никак.

3 млн человек за сезон планирует перевезти в Крым и обратно РЖД. На лето запустили 19 поездов. 

Самолетом, поездом, машиной… Добраться в Крым – тот еще квест. Но можно доехать и без пересадок. Как тут не позавидовать жителям Мурманска. Для них на лето запустили поезд в Севастополь. Почти четверо суток в плацкартном вагоне под стук колес и стаканов, аромат вареных яиц и носков суровых мурманских мужиков, а за окном – картины русских художников 19 века в натуральную величину – романтика!

«Бавовна» делает свое дело. Отдых с риском для жизни на полуострове, который легко может превратиться в остров, вдохновляет все меньше россиян.

Но отдыхающие в Крыму, без сомнения, будут. И уже есть. 

В первую очередь, это участники «СВО». Оздоровление «освободителей» в Крыму оценили в 13 млрд рублей. Таким образом, часть крымских санаториев, в том числе переданные местной властью Минобороны РФ, будут заполнены изрядно потрепанными в Украине российскими вояками. Но сколько и где их планируется оздоровить, тайна.

Понятно, что в первую очередь их поместят в военные санатории и медицинские центры МО РФ, созданные на базе украденных в Минобороны Украины здравниц. Это санатории «Крым» в Партените, имени Пирогова в Саках,  СКК «Крымский», в который входят санатории «Ялта», «Судак», Феодосийский военный сатнаторий и база отдыха «Севастополь». В большинстве из них продажи путевок в 2023 году прекращены. К примеру, в Сакском военном клиническом санатории им. Пирогова – одному из самых больших военных санаториев Крыма – свободных мест нет до конца года. При этом в реестре госзакупок сведений о контрактах на предоставление военными санаториями услуг в 2023 г. – отсутствуют. Закон разрешил Минобороны не публиковать данные о госзакупках.

Вторая категория крымских туристов в этом сезоне – это неизлечимые «патриоты», слепо верящие Путину и телевизору. Таких перспектива загорать в прибрежных окопах наверняка даже заводит, поднимая в плавках «дух величия».

Третья группа – бюджетники и льготники, получившие бесплатные путевки в Крым. Таким – и хочется, и колется, но побеждает халява. Принимать счастливых обладателей бесплатной путевки будут и «отжатые» крымские здравницы. 

В деле оздоровления российских граждан преуспел экс-депутат ВРУ, бывший спикер «парламента Новороссии» Олег Царев, который вместе с женой и матерью стал курортным магнатом в Крыму, получив от крымских «властей» щедрый подарок в виде нескольких украденных здравниц.

Один из санаториев Царева – имени Кирова в Ялте. С марта 2023 г. санаторий заключил 5 контрактов с отделениями социального фонда России в Ростовской, Пензенской, Ульяновской областях на сумму более 9 млн рублей.

Олег и Лариса Царевы. Фото: Twitter Олег Царев

На компенсацию снижения турпотока в Крым правительство РФ обещает направить 2,7 млрд рублей. Эти деньги разделят на 3,5 тысячи организаций и предпринимателей, работающих в туристическом секторе. Им выплатят 4 МРОТ (минимальный размер оплаты труда – 16 242 руб.) на каждого сотрудника, т.е. 64 968 тыс. руб. (примерно 800 долларов) за сезон. По мнению властей, это поможет предприятиям туротрасли сохранить персонал. Однако предприниматели говорят – ни финансовый, ни кадровый голод, с которым столкнулись даже крупные отели Крыма, эти выплаты не утолят.

«Это совершенно не те цифры, не те деньги, которые помогли бы сохранить персонал. Найти кадры в Крыму практически невозможно: ни шефов, ни управляющий состав, ни официантов. Сегодня гораздо проще поехать работать в Краснодарский край, чем работать в Крыму, в котором нет ни туристов, ни финансов», — сказал изданию ForPost президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. 

Таким образом, миллиарды «деревянных», поделенные на тысячи страждущих, превращаются в жалкие копейки – чисто для поддержания спадающих штанов, красноречиво обнажающих результат заплыва в «родную гавань».