Ольга Махинько
Центр журналистских расследований внимательно исследовал фактическую сторону спекулятивной темы, которая возмутила информационное пространство в последние недели. Речь о так называемом «черном списке» СБУ-Минкультуры — Перечне, в который занесены иностранные деятели, создающие угрозу национальной безопасности Украины. Мы детально проанализировали все приказы министерства культуры, которыми, по обращениям СБУ, иностранные деятели вносились в Перечень, и были немного озадачены. В списке, вокруг которого столько эмоций и ура-патриотического пиара, — всего лишь 150 человек! Причем пятеро из них — уже покойники. Так, покойным Кобзону, Говорухину и Табакову все еще запрещено гастролировать в Украине. Dr.Alban — последний медийный «зашквар Зеленского» СБУ — в Перечень Минкульта вообще не заносился, хотя в оккупированной Ялте пел. Итак, имеем искаженную картину применения правовых оснований для наказания и предупреждения угроз национальной безопасности.
28 декабря 2019 в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «О медиа». Статья 124 проекта предусматривает создание Перечня лиц, которые представляют угрозу национальной безопасности в сфере медиа. Общественность опасается, что таким образом будет отменен действующий Перечень СБУ-Минкультуры, включающий преимущественно деятелей культуры — актеров, исполнителей и писателей, которые ведут антиукраинскую деятельность или незаконно посещали оккупированный Крым.
«Чонгар» — один из трех контрольных пунктов въезда-выезда на административной границе с временно оккупированным Крымом. Председатель Херсонской области Юрий Гусев пообещал президенту Владимиру Зеленскому, который десантировался на меже с Крымом, построить режимные зоны на КПВВ «Чонгар» и «Каланчак» до 15 ноября — в день своего рождения. А полностью завершить работы к 20 декабря. В противном случае ему придется уйти с должности главы области.
29 октября на инвестиционном форуме «RE: THINK. Invest in Ukraine» в Мариуполе председатель Херсонской областной государственной администрации Юрий Гусев представил два приоритетных проекта для развития области — это концессия Херсонского морского порта и внедрение инновационной системы орошения.
В Украине зарегистрировано около 1,385 млн внутренне перемещенных лиц с временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма. Самая большая проблема переселенцев — жилье. По данным исследования представительства ООН в Украине, только 12% из них имеют собственное жилье на новом месте жительства, остальные снимают дома, квартиры или комнаты. Два же процента опрошенных переселенцев до сих пор живут в центрах для внутренне перемещенных лиц. Это и не удивительно, ведь в городах и районах почти отсутствует социальное жилье — его просто не строили в последние десятилетия. Государственная программа «Доступное жилье» малодоступна для переселенцев, поскольку для получения льготного кредита нужно иметь работу и постоянный доход. Международные доноры ежегодно выделяют десятки миллионов долларов на программы по обеспечению жильем переселенцев.
Новое правительство подало на рассмотрение парламента законопроект, который должен отменить мораторий и запустить продажу аграрных земель. Областными центрами прошла волна акций протеста, которая финишировала под Верховной Радой Украины. Инициатором всех этих акций была малоизвестная до сих пор общественная организация — гражданский союз «Всеукраинская аграрная Рада» (ВАР). Журналисты Центра журналистских расследований решили узнать, кто возглавляет этот союз, кто является его членами и почему именно эта организация единственная, кто вышел на уличные протесты?
Три металлургических завода, восемь заводов машиностроения и тепловая электростанция. Это перечень предприятий — загрязнителей окружающей среды, которые находятся в Краматорске Донецкой области. По данным министерства экологии, Краматорск уже 20 лет входит в число самых экологически загрязненных городов Украины. Законодательство предусматривает, что для финансирования программ и мероприятий охраны и улучшения окружающей среды создаются экологические фонды — на государственном и местном уровнях. Основной источник их наполнения — это средства экологического налога, платят предприятия за загрязнение окружающей среды или использования природных ресурсов. То есть, такие загрязнители, как тепловые станции, угольные шахты, металлургические заводы платят этот экологический налог.
Краматорск — небольшой город на востоке Украины. После того, как Донецк и Луганск были оккупированы, именно Краматорск стал административным центром Донецкой области. Кроме нового статуса, в 2016 году город получил дополнительно 600 миллионов гривен. Это так называемые перераспределенные средства — остатки на казначейских счетах оккупированных населенных пунктов, которые перечислили городам и районам на подконтрольной территории Донецкой и Луганской областей. В целом — 3,8 миллиарда гривен, 2,8 млрд из которых достались Донецкой области. Деньги должны были пойти на восстановление объектов инфраструктуры и социально-экономическое развитие региона. Что именно надо было реконструировать или строить — решали в городах, а утверждали в областных госадминистрациях и Кабмине.
20 июня 2019 года Европейский Союз в очередной раз продлил санкции против России за попытку незаконной аннексии Крыма. Секторальные санкции Евросоюза с 2014 года запрещают европейским компаниям и гражданам стран ЕС приобретение активов и открытие новых предприятий в оккупированном Крыму, инвестировать и кредитовать крымский бизнес, экспортировать произведенные на полуострове товары. Несмотря на это, как выявило не одно расследование Центра журналистских расследований, некоторым европейским компаниям удается обходить санкции и продолжать прибыльный бизнес в Крыму.
Реформа децентрализации заключается в делегировании значительных властных полномочий из центра до местного уровня, в органы местного самоуправления объединенных территориальных общин. В том числе — и по распоряжению землей и средствами общин, объемы которых значительно возрастают. С повышением полномочий депутатов местного уровня должен расти и уровень их подконтрольности обществу. Однако, как показало расследование, до местного уровня до сих пор не доходит то, что уже должно было стать привычным — представление ежегодных деклараций об имущественном состоянии депутатами районных и сельских советов. Как показало расследование ЦЖР, в Геническом районе Херсонской области местные депутаты могут годами не подавать декларации о доходах и не нести за это никакой ответственности.









