Операция «Реставрация»: как в России зарабатывают на крымских памятниках

Блоги
«Реконструкция» Ханского дворца в Бахчисарае Фото: Facebook Namık Kemal Bayar

Видеоблог Евгения Лешана о том, как близкая к российскому Минкульту строительно-реставраторская компания осваивает средства госзаказов на восстановление памятников истории и архитектуры в оккупированном Крыму.

Речь о обществе с ограниченной ответственностью «Меандр», город Санкт-Петербург. Эта компания — среди лидеров российского рынка реставраторских работ. С 2013 года только на госзаказах «Меандр» получил около 10 миллиардов рублей. Из них более двух миллиардов рублей компания получила из подрядов на реставрационные, строительные и смежных работы в оккупированном Крыму.

В Крым «Меандр» ворвался в 2016 году — быстро и нагло — взявшись за реставрацию здания бывшего кинотеатра «Украина» в Севастополе. Причем к работам приступил еще до завершения конкурса и определения подрядчика. Это привело к большому скандалу, но «Меандр» не пострадал — поскольку реставрацию крышевало Министерство культуры России и лично министр Владимир Мединский.

Затем были Исторический бульвар в Севастополе, лестница на гору Митридат в Керчи, Воронцовский дворец в Алупке, здание Офицерского собрания и детский театр в Симферополе, Генуэзская крепость в Судаке и Ханский дворец в Бахчисарае.

Почти повсюду «Меандр» получал претензии и судебные иски из-за ненадлежащего исполнения контрактов. И не только в Крыму.

Только за прошлый 2019 год «Меандр» потерял контракты на сумму 1,5 миллиарда рублей. В частности, Эрмитаж разорвал контракт на реставрацию здания Биржи в Санкт-Петербурге и грозит компании внесением в реестр недобросовестных поставщиков. Готовит расторжения контракта Московский музей современной истории России. Имеет претензии к компании Российская национальная библиотека, Минкульт разорвал контракты по работам в Выборгском замке.

А бывшие рабочие компании пишут в интернете о серых зарплатах, которые постоянно задерживают, и безудержную кадровую текучку. Итак, получается, компания постоянно получает деньги из госзаказов — и потом этих денег не видят ни рабочие, ни субподрядчики, а заказчики не видят надлежащего исполнения контрактов.

И это компания — лидер российской реставрационной отрасли?

Да нет, похоже, что лидерство здесь искусственное. «Меандр» по протекции руководителей Министерства культуры РФ получал вкусные контракты, осваивал средства, которые вместо выполнения обязательств компании шли в определенные карманы… Теперь бывшего лидера отрасли ждут долгие неторопливые разборки по уголовным и хозяйственным делам, которые, скорее всего, не будут иметь никакого практического результата. Деньги никто не вернет, контракты передадут другим исполнителям, а люди, которые заработали на этой масштабной афере, и в дальнейшем будут руководить российской культурой.

Вот только уникальную крымское культурно-историческое наследие жалко. Его разменивают на рубли, оставляя одни руины. Типичная практика оккупантов и мародеров.