Судно компании из Казахстана работает для оккупантов на украинском шельфе Черного моря

Расследования
Судно катамаран для выполнения геотехнических и геофизических работ SAIRAM Фото: cecllp.com

Россия продолжает активно использовать захваченные территории для собственного обогащения, расхищая украинские недра в Черном и Азовском морях.

Уже несколько лет российское государственное АО «Южморгеология» активно ведет исследования шельфа в акваториях Черного и Азовского морей, в т. ч. и в пределах временно оккупированных Россией украинских его участков. Как показало наше расследование, в этом российской компании помогает казахский партнер — Caspian Engineering Company, которая через астраханское ООО «Каспийгеосервис» предоставляет судно своего флота для георазведки на украинском шельфе Черного моря. Мы обнаружили документы, свидетельствующие, что буровой понтон-катамаран SAIRAM за неполный год минимум дважды заходил в крымскую акваторию.

На сайте казахской компании Caspian Engineering Company указано, что в состав ее технологического флота, среди прочих, входит буровой понтон-катамаран для выполнения геотехнических и геофизических работ «САЙРАМ» (SAIRAM).

Компания Caspian Engineering Company, зарегистрированная в Актау, предоставляет широкий спектр услуг в области геолого-геофизических, инженерно-изыскательских работ. Как сообщается на сайте компании, ее силами реализованы многочисленные проекты по исследованиям ресурсов шельфа и постановки самоподъемных буровых установок (СПБУ) на места бурения в акватории Каспийского моря. Компания предлагает услуги по предоставлению научно-исследовательских судов и судов обслуживания, оборудование для производства морских работ, работ на суше и в транзитной зоне.

Судно SAIRAM используется для бурения инженерно-геологических скважин на площадках, где будут устанавливаться СПБУ, испытания инженерно-геологических скважин, статического зондирования, отбора проб донных грунтов, полевых лабораторных исследований почв, экспресс-анализов образцов почв. Экипаж: вахтовый персонал — 2 человека, специальный персонал — 10 человек. Имеет на борту комплекс бурового и геотехнического оборудования, лабораторию и тому подобное.

Упоминание о судне SAIRAM находим также в техническом проекте ТОО «Женис Оперейтинг», созданного для выполнения операций на нефтяной структуре Женис в Каспийском море по контракту между Республикой Казахстан, НК «КазМунайГаз» и ТОО «ЛУКОЙЛ Казахстан Апстрим». Буровой понтон SAIRAM, согласно проекту, планируется использовать при проведении геотехнических исследований на структуре.

Примечательно, что и на фото на сайте Caspian Engineering Company, которая указывает судно SAIRAM в составе своего флота, и на фото в упомянутом проекте хорошо видно поднятый на катамаране светло-голубой флаг Казахстана. Однако в его «крымском походе» мы уже видим над судном флаг РФ, а в портовых документах, о которых пойдет речь далее, судовладельцем называется российское ООО «Каспийгеосервис». Эта компания зарегистрирована в Астрахани на трех физических лиц, формально никак не связанных с казахской компанией.

Отследить смену флага, владельца или оператора этого судна оказалось делом проблематичным. Дело в том, что у него отсутствует идентификационный код IMO — Международной морской организации, и идентификационный номер Морской мобильной службы — MMSI. В базе данных Глобальной системы судоходной информации IMO отсутствует какая-либо информация о судне SAIRAM. В коммерческом сервисе Marinetraffic находится одноименное судно, но оно ходит под флагом Индии и относится к рыболовецким. При этом, по данным IMO, «Каспийгеосервис» владеет только одним судном — научно-исследовательским судном НИС «Икрянинский» (IMO: 8228608, флаг РФ). В принципе, судно может не иметь идентификационных номеров IMO или MMSI, но только тогда, когда оно не покидает акваторию порта.

Однако мы можем утверждать, что за неполный год буровой катамаран SAIRAM минимум дважды заходил в закрытые крымские порты, выполнял работы на шельфе Черного моря, и более того — в эти апрельские дни 2021 года также находится в Крыму.

Сейчас до конца не понятно, то ли казахская компания передала судно в аренду российской стороне, не осознавая или игнорируя при этом факт его использования в оккупированной акватории Крыма и ведении разведывательных работ на шельфе, подпадающих под санкции ЕС и США; то ли россияне его выкупили, или российская и казахская стороны сознательно скрывают казахскую принадлежность судна. Авторы направили запрос в Caspian Engineering Company, но на момент публикации материала ответ не получили. Однако Центр журналистских расследований ее обязательно обнародует, если она поступит.

Теперь о доказательствах.

По данным системы AIS, 11 июня 202о года буксир MB MIRNYI (флаг РФ, MMSI: 273393090) перемещался в составе буксирного каравана одновременно с буксиром «Шквал» (флаг РФ) и судном SAIRAM из российского порта Азов, который находится на выходе из реки Дон, в крымский портопункт Черноморское (технологический порт ГАО «Черноморнефтегаз»). Вечером 15 июня катамаран SAIRAM был выведен буксиром «Шквал» на внешний рейд бухты Узкой.

Не исключено, что радиопозывной MB MIRNYI может использоваться буксиром «Мирный-1» (флаг РФ, порт приписки Астрахань, владелец предприниматель Чабанова О.Н.).

20-21 июня 2020 году возле причала порта Черноморское на видео блогера Svetlana Lapteva случайно было зафиксировано судно SAIRAM. Рядом также была зафиксирована стоянка технологического несамоходного понтона с трубными материалами и краном и буксира «Валерий Лобачев».

Фото: скріншот YouTube Svetlana Lapteva

Фото: скріншот YouTube Svetlana Lapteva

25 июня 2020 года судно SAIRAM вывели буксирами в район проведения незаконных исследовательских работ. При этом в районе порта Черноморское с 22 июня 2020 года периодически фиксировались перемещения буксиров «Валерий Лобачев» и MB MIRNYI, обеспечивающих проведение судном SAIRAM работ (буксировка на точку, развозка и установка якорей, перемещения в районе т.п.).

А уже 13 августа, по информации нашего источника, который мы не можем раскрыть из-за угрозы безопасности, судно находилось вблизи СПБУ «Петр Годованец», незаконно переименованной оккупантами в Crimea-2, для использования по назначению — проведения геотехнических исследований.

Ниже — скрин документа под названием «График движения судов в Морском порту Азов», который был опубликован на сайте Азовского филиала Администрации морских портов Азовского моря. Файл был загружен на сайт в формате pdf и назывался «ГРАФИК ДЕНЬ(173)». Однако затем файл был удален и сохранился только в кэше google, и, хоть и стал менее читабельным, сохранил для нас важную информацию.

Джерело: Администрация морских портов Азовского моря, azovseaports.ru

Согласно документу, 25 ноября 2020 года буксировщик «Портовый-14» завел судно SAIRAM в российский порт «Азов». Маршрут судна был указан из крымского порта Керчь в российский порт Астрахань, куда судно и доставили буксирами в начале декабря по внутренним водным путям РФ.

В сети удалось также найти кэш-файл с сайта администрации порта Тамань о транзите судов Керченским проливом. Как показывает портовая запись, 26 апреля 2021 года судно SAIRAM (флаг РФ, судовладелец «Каспийгеосервис») вместе с уже знакомым буксиром «Шквал» пересекло Керченский пролив, следуя из российского порта Азов в оккупированный Севастополь. Такой же маршрут указывался и в прошлом году.

Судовладельцем буксира указан Бриченок Максим Робертович. Единственный человек с такими ФИО, который значится в российском реестре, является руководителем и учредителем питерских компаний «Нева-чартер», Невский буксир» и «Белуга хэви лифт энд тоундж», с основным видом деятельности — деятельность морского грузового транспорта.

Агентской компанией обоих судов этот раз указано ООО «Кайт шиппинг» из Темрюка, которое активно работает в портах оккупированного Крыма.

Отметим, что Казахстан в основном старается быть осторожным в вопросах, связанных с Крымом. Его власть официально не признает временно оккупированный украинский полуостров «субъектом России» и пытается быть осторожной со статусом Крыма в своих учебниках и на картах. На международном уровне при обсуждении «крымского вопроса» официальный Казахстан иногда поддерживает Россию, иногда — воздерживается. Однако за глаза осторожность исчезает и российский агрессор получает желаемое оборудование. Такие вопросы не должны оставаться замалчиваемыми, а нарушители санкционного режима в отношении оккупированного и ограбленном Россией Крыма и нарушители украинской границы должны понести ответственность.