В схеме поставок ильменита на завод Фирташа в Крыму закон позволяет привлечь к ответственности только капитана судна-перевозчика — Поночовный

Новости
Игорь Поночовный, руководитель прокуратуры АР Крым и города Севастополя Фото: investigator.org.ua

Дело об «ильменитовой схеме» — поставке через закрытые порты Крыма сырья украинского ильменитового концентрата для крымского титанового завода олигарха Дмитрия Фирташа — расследуется по фактам нарушения Порядка въезда на временно оккупированную территорию Крыма и выезда из нее (ст. 332-1 Уголовного кодекса Украины ). Действующее законодательство не предусматривает наказания за поставки в Крым товаров через закрытые порты, нарушение санкций или схемы их обхода.

Об этом Игорь Поночовный, руководитель прокуратуры АР Крым и города Севастополя, сообщил в интервью Центру журналистских расследований.

«Ильменитовая схема» предусматривает поставку украинской ильменитовой руды для титанового завода, принадлежащего олигарху Дмитрию Фирташу (Армянский филиал ЗАО Юкрейниан Кемикал Продактс) морским путем через порт Керчь или на якорные стоянки в Керченском проливе. Порты оккупированного РФ Крыму с 2014 года закрыты правительством Украины для судозаходов. Режим закрытых портов поддерживается и санкциями США, ЕС и стран «большой семерки».

«Но говорить о том, что в нарушение санкций поставляется товар на территорию оккупированного полуострова мы не можем, потому что не существует такой квалификации преступления в Уголовном кодексе Украины. Эта схема расследуется, но расследуется под тем квалификацией, которая более приближена к сути преступления», — говорит Игорь Поночовный.

Поэтому, по его словам, по делу об «ильменитовой схеме» правоохранители могут привлечь к ответственности только капитана судна, перевозящего ильменитовую руду в соответствии со ст. 332-1 УК (нарушение Порядка въезда на временно оккупированную территорию Крыма и выезда из нее).

«Если осматривать схему поставки ильменита в целом, ты понимаешь, как это работает. Но с юридической точки зрения постоянно схема меняется, используются различные страны поставки: то Болгария, сейчас снова вернулись к турецкой схеме, когда из Украины судна абсолютно легально доставляют ильменит в Турцию, там другая компания доставляет его к якорным стоянкам в Керченском проливе. Некоторый период была схема, когда ильменит доставлялся на территорию РФ, затем через Керченский мост — в Крым. То есть организаторы этой схемы придумывают различные механизмы. Но, опять же, к сожалению, сейчас мы можем квалифицировать правильно только действия капитанов судов, которые завозят ильменит», — говорит руководитель крымской прокуратуры. 

Помимо того, по его словам, в рамках данного уголовного производства исследуется вся цепь поставки: кто поставляет, кто является приемщиком груза, кто — отправителем. Это дело расследуется Службой безопасности Украины и, по словам Игоря Поночовного, сейчас следствие активизировалось и «результаты будут».

Материал подготовлен в рамках спецпроекта спецпроекта «Как работают «крымские санкции» Центра журналистских расследований в партнерстве с Центром прав человека ZMINA.

Также читайте расследования ЦЖР «Схемы обхода крымских санкций» и Как работают «крымские санкции». Финансовый сектор.

Напомним:

  • «Крымский Титан» — химический завод украинского олигарха Дмитрия Фирташа в оккупированном Армянске, для работы которого требуется ильменитовая руда. После прекращения грузовых перевозок в оккупированный Крым по железной дороге, в обход санкций ильменит уже не один год доставляют морем. Сначала это была контрабанда ильменита из украинских месторождений через порт в Ильичевске. Сейчас схема имеет новый маршрут: из турецкого порта Самсун руду доставляют в Керченский пролив, где на рейдовой перевалке порта «Кавказ» перегружают на российские суда и отправляют в керченский порт Камыш-Бурун. В последние месяцы в схеме поставок ильменита появились и суда под украинским флагом. Как обнаружил Центр журналистских расследований, они записаны на три компании с одним адресом в Херсоне, однако легализована в Украине только одна из них.
  • Подробнее читайте в расследовании Центра журналистских расследований «Двуокись Фирташа».