Новая ильменитовая схема: поставка сырья для завода Фирташа в Крыму теперь проходит через Египет

Новости

Расследовательськая группа SeaKrime зафиксировала новую схему поставок ильменита на завод олигарха Дмитрия Фирташа в оккупированном Крыму. Отныне сырье для предприятия «Крымский Титан» (Армянский филиал ЗАО «Юкрейниан Кемикал Продактс») поступает через Египет.

Об этом говорится в материале Екатерины Яресько на сайте «Миротворец».

Схему поставок сырья для предприятия Фирташа на полуострове журналисты-расследователи отследили с помощью судна YUNUS EMRE (IMO: 9132519), которое доставило 11800 тонн ильменита из порта Черноморск (Украина) в Дамиетту (Египет). В египетском порту он был перегружен на сирийское судно LAODICEA, которое доставило сырье для «Крымского Титана» в оккупированный Севастополь.

YUNUS EMRE загрузилось в Черноморске ильменитом течение 27-28.02.2021 и вышло, указав порт назначения Самсун (Турция). Однако вскоре судно изменило курс и пошло в сторону пролива Босфор.

6 марта 2021 года загруженный ильменитом YUNUS EMRE пришел к египетскому побережью. В то же время рядом было зафиксировано сирийское судно LAODICEA (IMO: 9274343, MMSI: 468393000, Call Sign: YKRM, Flag: Syria [SY]), которое указывало порт назначения Дамиетту. LAODICEA пришла в Египет из сирийского порта Латакия в балласте.

Судно LAODICEA вместе с судовладельцем, государственной сирийской компанией, находятся в санкционном списке США.

Некоторое время суда YUNUS EMRE и LAODICEA стояли рядом на якорной стоянке порта Дамиетта.

Утром 9 марта YUNUS EMRE стало к причалу египетского порта, а LAODICEA пока осталась на якорной стоянке. Вечером 09.03.2021 LAODICEA была ошвартована к причалу возле YUNUS EMRE. 14 марта оба судна покинули египетский порт с разницей менее двух часов.

«Нам известно, что во время пребывания исследуемых нами судов в египетском порту YUNUS EMRE избавился от своего груза, который он получил в Черноморске, а LAODICEA наоборот, загрузилась этим ильменитом. Однако при выходе из Дамиетты 14.03.2021 оба судна указывали в AIS тот статус, который у них был до посещения Египта», — пишет Яресько.

На следующий день в AIS уже было отражено реальное состояние обоих судов — YUNUS EMRE указал статус «в балласте», а LAODICEA показала, что идет с грузом.

«На основании анализа синхронного поведения и факта одновременного пребывания обоих судов в египетском порту Дамиетта можно сделать вывод, что разгрузка YUNUS EMRE и загрузка LAODICEA шли одновременно. Таким образом, члены экипажа YUNUS EMRE должны фигурировать в качестве свидетелей в уголовном производстве о незаконном рейсе с ильменитом сирийского судна LAODICEA в оккупированный Крым. Судно YUNUS EMRE после участия в ильменитовой сделке пришло на загрузку в Херсон», — добавила Яресько.

LAODICEA прошла Босфор 19.03.2021 и выключила судовой транспондер. При прохождении Босфора судно было зафиксировано шипспоттером Yörük Işık. На фотографии видно, что судно загружено.

LAODICEA направилась к побережью оккупированного Крыма и вечером 20.03.2021 зашла в закрытый Украиной порт Севастополь. Судно было ошвартованных к причалу №21, на котором осуществляет деятельность стивидорная компания «Авлита» (в российских реестрах фигурирует как «Авал»). На причал было выгружено 11 800 тонн ильменита и LAODICEA покинула порт утром 22.03.2021.

При прохождении Севастопольской бухты LAODICEA была зафиксирована с помощью технических средств. Судно LAODICEA идет на фоне хорошо узнаваемой панорамы Севастополь, что показано на следующем изображении.

При этом судно продолжает находиться вне связи в AIS.

«В распоряжении журналистов SeaKrime есть и другие доказательства, подтверждающие, что груз с YUNUS EMRE в египетском порту был погружен на LAODICEA, а также груз, который был доставлен сирийским судном в Севастополь, является ильменитом. Однако в условиях системного противодействия журналистской деятельности нашему проекту со стороны оккупантов эти документы не могут быть обнародованы», — отметила Яресько.

Итак, указывают журналисты-расследователи, ильменитовые схемы впервые переместились в Средиземное море за время их наблюдений (с конца 2016 года обнародован 70 статей). К списку портов Турции, Румынии и Болгарии, в которых происходило перегрузки сырья для «Крымского Титана», теперь добавляется египетская Дамиетта. Новая схема является более затратной для контрабандистов, поскольку включает длительное путешествие в Египет и возвращение в Крым.

Напомним:

  • «Крымский Титан» — химический завод украинского олигарха Дмитрия Фирташа в оккупированном Армянске, для работы которого требуется ильменитовая руда. После прекращения грузовых перевозок в оккупированный Крым по железной дороге, в обход санкций ильменит уже не один год доставляют морем. Сначала это была контрабанда ильменита из украинских месторождений через порт в Ильичевске. Затем схема получила новый маршрут: из турецкого порта Самсун руду доставляют в Керченский пролив, где на рейдовой перевалке порта «Кавказ» перегружают на российские суда и отправляют в керченский порт Камыш-Бурун. При этом в схеме поставок ильменита появились и суда под украинским флагом. Как обнаружил Центр журналистских расследований, они записаны на три компании с одним адресом в Херсоне, однако легализована в Украине только одна из них.
  • Подробнее читайте в расследовании Центра журналистских расследований «Двуокись Фирташа».
  • Украинские правоохранители расследуют дело об ильменитовой схеме по фактам нарушения Порядка въезда на временно оккупированную территорию Крыма и выезда из нее (ст. 332-1 Уголовного кодекса Украины ), поскольку действующее законодательство не предусматривает наказания за поставки в Крым товаров через закрытые порты, нарушение санкций или схемы их обхода.