Верховная Рада приняла закон об олигархах

Новости
чрезвычайное положение
Верховная Рада Украины Фото: investigator.org.ua

Верховная Рада приняла закон №5599 о деолигархизацию в Украине.

Документ «Закон о предотвращении угроз национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительную экономическую или политическую вес в общественной жизни (олигархов)» поддержали 279 народных депутатов.

Согласно закону, олигарх — это физическое лицо, одновременно отвечает по меньшей мере трем из следующих признаков:

  • участвует в политической жизни;
  • может влиять на средства массовой информации;
  • является конечным бенефициаром предприятия, который после дня вступления в силу настоящего Закона является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение;
  • подтверждена стоимость активов лица (и субъектов хозяйствования, бенефициаром которых она есть) превышает один миллион прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года.

В законе говорится, что лицо, которое отвечает признаку участия в политической жизни, если она есть:

  • Президентом Украины, председателем Верховной Рады Украины его первым заместителем или заместителем, народным депутатом, премьер-министром, первым вицепремьер-министром,
  • вицепремьер-министром, министром, его первым заместителем и заместителем, руководителем другого центрального органа исполнительной власти, который не входит в состав Кабмина, председателем Службы безопасности, генпрокурором, главой Нацбанка, руководителем созданного президентом постоянно действующего вспомогательного органа, его первым заместителем и заместителем;
  • близкой лицом с лицом, указанным в пункте 1 части первой настоящей статьи, в определении Закона Украины «О предотвращении коррупции», или связанной с ней лицом;
    занимает должность в руководящих органах политической партии;
  • финансировала деятельность политической партии, политическую агитацию или проведения митингов или демонстраций с политическими требованиями.

Также лицо считается соответствующей признаку значительного влияния на СМИ, если она:

  • является собственником (учредителем) СМИ или бенефициаром их собственника (учредителя)
  • является контроллером собственника (учредителя) СМИ;
    была собственником (учредителем) СМИ или бенефициаром или контроллером их собственника (учредителя) по состоянию на дату вступления в силу настоящего Закона, однако потеряла такой статус до дня введения этого Закона в действие, в результате чего владельцем (учредителем), бенефициаром или контроллером собственника (учредителя) средства массовой информации стала связана
  • лицо или лицо, не обладает безупречной деловой репутацией.

Личность признает олигархом Совет нацбезопасности и обороны. В то же время за 10 дней до заседания по рассмотрению представления о признании человека олигархом СНБО должен направить такому лицу сообщение. В нем речь должна идти о самом заседания и признаки, по которым человека могут признать олигархом. Такое же сообщение публикуется на сайте СНБО. Лицо, в отношении которого будет рассматриваться представление, вправе подать в СНБО свои объяснения.

Людей, признанных олигархами планируется включать в Реестр лиц, имеющих значительную экономическую и политическую вес в общественной жизни (олигархов). Формирование и ведение реестра должен обеспечивать аппарат Совета нацбезопасности и обороны. В то же время на сайте СНБО доступ к такого реестра должен быть открытым.

Лицам включенным в реестр запрещается:

  • делать взносы за счет собственных средств, работ, товаров, услуг на поддержку политических партий и осуществлять взносы в избирательные фонды кандидатов (кроме собственного избирательного фонда), политических партий во время избирательного процесса в соответствии с Избирательным кодексом Украины. То же касается средств, работ, товаров, услуг связанных лиц и/или
    юридических лиц, конечным бенефициаром которых такое лицо;
  • быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации;
    финансировать любую политическую агитацию, проведение митингов или демонстраций с политическими требованиями и лозунгами.

Лицо, внесенное в реестр олигархов, должна подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Исключить из реестра лицо могут при установлении отсутствия по ней не менее двух признаков олигарха. Решение об исключении лица из реестра может принять СНБО на основании заявления лица и представленных им документов, сведений, подтверждающих отсутствие у нее признаков олигарха.

В свою очередь публичные служащие, которые контактировали с признанными олигархами, должны подавать декларации о контактах. Исключением являются контакты, которые состоялись на:

  • официальных мероприятиях, ход которых отображается в режиме прямой трансляции;
    судебных заседаниях;
  • официальных мероприятиях (совещаниях), инициированных органами государственной власти, информация о которых (с указанием полного перечня участников и предмета обсуждения) размещена на
  • официальном вебсайте соответствующего органа государственной власти.

Олигархи и их представители перед контактами с публичными служащими должны сообщать о том, что они или лица, которых они представляют, внесенные в реестр.

Подавать декларации о контактах закон обязывает:

  • президента Украины, председателя Верховной Рады и его первого заместителя и заместителя, народного депутата, премьер-министра, первого вицепремьерминистра, вицепремьерминистра,
  • министра, его первого заместителя и заместителя, председателя СБУ и его заместителей, генпрокурора и его заместителей, председателя НБУ и его заместителей;
  • судей Конституционного Суда Украины, судей;
  • руководителя созданного президентом постоянно действующего вспомогательного органа, его первого заместителя и заместителей;
    председателя и членов Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, председателя и государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины, уполномоченных по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок, председателя и членов Счетной палаты, председателя и членов Центральной избирательной комиссии, председателей и членов
  • других государственных коллегиальных органов, председателя и членов Высшего совета правосудия;
  • секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместителей;
    председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания и его заместителей, председателя Фонда государственного имущества и его заместителей, председателя Нацагентства по предупреждению коррупции и его заместителей, директора Национального антикоррупционного бюро и его заместителей, директора Государственного бюро расследований и его заместителей, директора Бюро экономической безопасности и его заместителей, председателя Нацагентства Украины по вопросам выявления, розыска и
  • управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений и его заместителей;
  • уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
  • государственных служащих, занимающих должности государственной службы категории «А» и «Б»;
  • председателей местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей;
  • военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, которым присвоено высшее воинское звание;
  • лиц начальствующего состава правоохранительных органов и работников других органов, которым присвоено выше специальное звание;
  • лиц, занимающих должности патронатной службы президента Украины, в Офисе президента Украины, в аппарате СНБО, председателя Верховной Рады, его первого
  • заместителя и заместителя, секретариатов депутатских фракций (депутатских групп) в Верховной Раде, руководителя аппарата Верховной Рады, премьер-министра и других членов правительства, а также помощников-консультантов народных депутатов, помощников и научных консультантов судей КСУ, помощников судей, лиц, занимающих должности патронажной службы в других государственных органах.

Положения настоящего пункта распространяется на соответствующих лиц, независимо от того, они занимают такие должности на общественных началах и/или их должности включены в штатное расписание соответствующего государственного органа; руководителей государственных предприятий и руководителей предприятий, мажоритарным акционером которых является государство.

Как сообщалось, 1 июля 2021 года Верховная Рада на внеочередном заседании отменила Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» и внесла соответствующие изменения в ряд других законов.

Полное интервью президента Украины Владимира Зеленского читайте в материале: «Как вернуть Крым. Интервью президента Украины Владимира Зеленского журналистам из Крыма»который вышел в рамках проекта «Как мы будем возвращать Крым» Лаборатории журналистики общественного интереса и НВ, объединившего крымских журналистов различных СМИ, правозащитников и общественных деятелей в «Крымскую редакцию» для поиска инструментов и решений деоккупации полуострова.

Подробности о том, почему закон о СЭЗ «Крым» нужно  отменить, как возобновить права крымчан, им нарушенные, какими должны быть экономические отношения с оккупированным Крымом —  читайте в материалах Центра журналистских расследований:

«СЭЗ «Крым»: перевернем ли страницу»

«Отмена СЭЗ «Крым». Что взамен?» 

 «Без СЭЗ. Особенности экономических отношений с оккупированным Крымом».

Напомним

  • На протяжении трех лет крымские общественные деятели и Меджлис крымскотатарского народа призывают отменить закон о фейковой СЭЗ «Крым», поскольку он дискриминирует граждан Украины из Крыма (имеющих статус нерезидентов) и одновременно позволяет украинскому бизнесу работать на оккупированной территории, хотя это нарушает санкционный режим, введенный западными партнерами и самой Украиной на полуострове.
  • 18 мая 2021г. группа народных депутатов подала в Верховную Раду проект закона «Об отмене Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», входящий в пакет законов, которые нужно принять к саммиту Крымской платформы.
  • В апреле 2021г. народный депутат Рустем Умеров сообщил, что парламентское межфракционное объединение «Крымская платформа» разрабатывает пакет законопроектов, касающихся временно аннексированного полуострова, в том числе и проект закона об отмене СЭЗ «Крым».