18 мая, в 70-летие дня памяти жертв депортации крымскотатарского народа, премьер-министр Украины Арсений Яценюк на вечере-реквиеме в Национальной опере, в присутствии еврокомиссара Стефана Фюле, торжественно пообещал: в Киеве появится Крымский дом – «политический, культурный и общественный центр противодействия оккупации». Затем на сайте Кабмина появилось соответствующее распоряжение, датированное еще 16 мая: с целью обеспечения защиты прав и свобод коренных народов и национальных меньшинств Украины…поддержать предложение Министерства культуры о создании государственного предприятия «Крымский дом». Новое предприятие отнесли к сфере управления Министерства культуры. Этим же распоряжением для Крымского дома выделяется здание по ул. Суворова, 9, в Киеве. Ну а Минфин должен был разработать изменения в бюджет для финансирования нового центра и его размещению. Однако спустя полгода не создано даже юрлицо нового учреждения, а само здание не только разрушается, но уже несколько лет — в судебных тяжбах.
Крымский дом — царский подарок?
Через месяц после принятия распоряжения Кабмина министр культуры Евгений Нищук рапортовал СМИ: «Крымский дом» создается и в нем вскоре будут проходить научные конференции, культурологические мероприятия, многочисленные художественные выставки и даже открыт крымскотатарский музей. Внимание обещали уделить организациям религиозных общин и этнических меньшинств.
«Нами було ініційовано «Кримський дім» в Києві. Зараз питання по структурі обговорюється. Це той дім, де буде місця і для кримської традиції, культури, зокрема кримськотатарської, Меджлісу, поки є адреса Суворова, 9″, — говорил Нищук.
Здание, отведенное для Крымского дома – в самом центре украинской столицы. Подарок от Кабмина крымским общественникам был бы поистине царским, говорит координатор крымского Евромайдана Сергей Ковальский, который вынужден был покинуть полуостров вскоре после оккупации — после похищения его отца «самообороной Аксенова». Таких как он крымских активистов в Киеве и в целом на материке — сотни. В «Крымском доме» могли бы разместиться не только выставочные залы и офисы общественных организаций, но и редакции крымских независимых СМИ, которые вынуждены сегодня искать себе новое пристанище, считает Ковальский
«Здесь могли бы расположиться и общественные организации, и независимые журналисты, вынужденные уехать из Крыма после оккупации. Нам всем необходим такой культурный и образовательный центр», считает Ковальский.
Здание на Суворова, 9 – бывший ипподром. Оно было построено в стиле ренессанс в 1915-1916 годах архитектором Рыковым. Крытые трибуны в два этажа вмещали более четырех тысяч человек и Печерский ипподромом считался одним из лучших мест развлечений в Киеве. «Здание ипподрома» внесено в Перечень памятников культурного наследия, не подлежащих приватизации, как памятник архитектуры и градостроительства. Последние десятилетия, до 2010 года, здесь располагался президиум Национальной академии аграрных наук Украины. Однако сейчас мало напоминает о былой красоте здания: дом обветшал и начал разрушаться по всему фасаду памятника. С карнизов отпадает кирпич, отслаиваются куски штукатурки, из дверей сняты ручки, сама дверь заблокирована, вокруг – горы мусора. Охранник, отказавшийся представиться и назвать фирму, которая его наняла, говорит: здание в аварийном состоянии. Сильно протекает крыша, с корнем вырваны трубы. Разрушается помещение, по его словам, уже почти четыре года – как съехала академия.
«Там особо тяжелое состояние на крыше — она сильно протекает. Пол разваливается, с корнем вырваны провода. Все здесь — в аварийном состоянии», — рассказал охранник.
Погрязшее в судах
Жалкое состояние здания-памятника в самом центре столицы – у всех на виду. В том числе и у руководителей ведомств, которые распорядились передать его Крымскому дому. То есть, заведомо зная, что оно непригодно для использования. Наш поиск в реестрах показал: здание бывшего ипподрома имеет непростую современную историю, в том числе и судебную. Как следует из материалов судебных тяжб, здание еще в 1966 году было передано Министерству сельского хозяйства УССР, в 1990 году его правообладателем стала Академия аграрных наук Украины, но затем передала его в аренду Украинской корпоративно — государственной корпорации по агропромышленному строительству «Украгропромстрой».
В 2010 году между Академией и «Украгропромстроем» начался судебный спор по праву владения и пользования зданием. Корпорация обратилась в Печерский райсуд Киева с требованием к НААН выполнить условия некоего договора и освободить здание от имущества и сотрудников. Спор закончился мировым соглашением. Заметим: условием для того, чтобы «Украгропромстрой» зарегистрировал за собой право собственности на здание общей площадью почти в 5 тысяч квадратных метро, в судебном решении значилось обязательство провести там серьезный ремонт и заменить, в частности, несущие конструкции.
Однако решение, по сути, закреплявшее скрытую приватизацию здания-памятника, было опротестовано: прокуратура Киева обратилась в Хозсуд с требованием вернуть здание государству и балансодержателю – академии аграрных наук, и регистрация права собственности «Украгропромстроя» на здание была отменена Но Высший Хозяйственный суд поддержал кассацию Украгропромстроя и позволил корпорации остаться в здании ипподрома. В дело пытался вступить Кабмин, однако Высший Хозсуд ему отказал.
В июне 2013 Академия снова подает иск в Хозсуд и требует вернуть здание. Тяжба длится почти год, в марте 2014 года дело рассматривает Верховный суд Украины и снова не ставит точку. Судя по реестру судебных решений, дело рассматривалось 28 мая этого14 года – уже после постановления Кабмина о создании «Крымского дома». Высший спецсуд снова отправил дело в суд первой инстанции. А значит, долгие судебные тяжбы начинаются по новой спирали.
Таким образом, на момент подписания Арсением Яценюком распоряжения о создании Крымского дома в помещении бывшего ипподрома, здание находилось в судебном споре. Не знать этого в Кабмине не могли. Тогда почему было принято такое решение? Общественники уже потеряли веру в то, что «Крымский дом» когда-нибудь появится. Тем более, что спустя полгода не создано даже юрлицо нового учреждения: в ЕГРПОУ отсутствуют данные о регистрации ГП «Крымский дом».
Мы отправили информационные запросы в Кабмин, Минкультуры и Минфин и попытались узнать, исполняется ли распоряжение правительства, сколько средств запланировано на «Крымский дом» в бюджете этого года и решен ли вопрос хотя бы с назначением руководителя нового предприятия. Кабмин переадресовал наш запрос исполнителям распоряжения.
Министерство культуры в своем ответе посетовало, что на эти цели для него, как главного распорядителя средств, «не были предусмотрены соответствующие финансовые возможности». То есть, Крымского дома нет, потому что нет на него денег.
Однако министерство финансов в лице ио министра Матвийчука сообщило нам, что Минкультуры средства на этот год и не запрашивало.
А что же с непригодным зданием? В ответе министерства культуры со ссылкой на НААНУ говорится, что общая сумма, необходимая на ремонт фасада и кровли, составляет свыше 15 миллионов гривен. Кроме того, ориентировочная стоимость коммунальных услуг в год составляет 853 тысячи гривен.
В Минкультуры также сообщили, что ищут другое здание, а учредительные документы и руководитель «Крымского дома» будут утверждены «в ближайшее время». То есть, за четыре месяца до этого руки не доходили.
Тем временем, 3 октября Арсений Яценюк в ходе встречи с представителями церквей и религиозных организаций пообещал Всеукраинскому совету церквей содействие его деятельности со стороны…»Крымского дома». Правда признал, что еще не известно, где же он будет размещаться.
«Сейчас правительство занимается тем, чтобы окончательно решить, где будет располагаться Крымский дом, потому что там есть два адреса, и, соответственно, это государственное предприятие будет оказывать полное содействие деятельности Всеукраинского совета церквей «, — отмечает Яценюк.
Где находится упомянутый премьером второй адрес Крымского дома, он не уточнил. В ответах на наши информзапросы об этом тоже – ни слова.
Продолжение следует…
Фото с : http://zorge-richard.livejournal.com/