Юсуф Куркчі: «У Плані заходів держполітики щодо Криму чітко визначено, хто, що і в який термін має зробити»

Публікації
Юсуф Куркчі, перший заступник міністра з питань тимчасово окупованих територій Фото: investigator.org.ua

Рік. Рівно стільки знадобилось Кабінету міністрів України, щоб нарешті затвердити «План заходів,  спрямованих на реалізацію деяких засад державної внутрішньої політики щодо тимчасово окупованої території АР Крим та м. Севастополя». За відсутності Стратегії деокупації Криму і просто – зверстаного і усіма (парламентом, урядом, президентом) схваленого зводу «червоних ліній» державної політики щодо окупованих територій Криму, цей План виглядав свого роду програмою-мінімум, яка має реалізовуватись негайно. Із координацією МінТОТ (бо це ж його функція), із забезпеченням держбюджету чи позабюджетних фондів, із прозорими процедурами і максимумальним інформаційним забезпеченням. 

Проект цього документу, опублікований міністерством із питань  тимчасово окупованих територій,  минулої зими неодноразово обговорювався у студії програми «Питання національної безпеки». Представники кримських громадських організацій та експерти надавали свої рекомендації для покращення його змісту, і майже усі поправки були враховані. Однак в урядових  коридорах документ блукав більше року, пройшовши кілька кіл узгоджень центральних органів влади. Що і як за цим планом буде зроблено упродовж 2018-го, детально обговорили з Юсуфом КУРКЧІ, першим заступником міністра з питань тимчасово окупованих територій у програмі «Питання національної безпеки» (телепроект Центру журналістських розслідувань, ефір – ТРК Чорноморська).

Валентина Самар: Я бачу перед вами буклет з Планом заходів, який тепер мають реалізувати органи влади для громадян України з тимчасово окупованих територій Криму і Севастополя. Що залишилося від того проекту, про який ми з вами та представниками громадськості неодноразово говорили?

Юсуф Куркчі: Залишилося практично все, єдине, що може десь змінювалося формулювання того чи іншого заходу чи завдання. Є понад 39 виконавців цього заходу, понад 15 завдань, які потрібно виконати. Частина з цих завдань мають якісь чіткі строки виконання, а є частина, яка буде виконуватися постійно, поки не закінчиться окупація і не буде звільнений Крим.

Валентина Самар: Перейду на російську, щоб більше людей у Криму нас добре розуміли. Большое количество исполнителей всегда пугает, потому что тогда спросить будет не с кого. Не будет ли это ситуацией, когда у семи нянек дитя без глаза?

Юсуф Куркчі: Никуда не денешься от того, что каждый из этих органов центральной власти так или иначе наделен определенными функциями, и никто, кроме него, не имеет права принимать определенные решения и реализовывать те или иные задачи. Поэтому это не просто желание наполнить каким-то образом строку или столбец исполнителей, это показывает многозадачность и многогранность той или иной задачи, которую необходимо будет координировать.

Валентина Самар: Деньги на эти мероприятия разложены по разным корзинам? То, что касается нормативно-правовых актов – это понятно, это аппаратная работа, а то, что касается конкретных мероприятий? Например, застрявшая реконструкция контрольно-пропускных пунктов?

КПВВ «Чаплинка» на админгранице с Крымом

Юсуф Куркчі: Мы презентовали проект, и все то время, пока мы о нем говорим, мы пытались найти финансирование на этот проект. Потому как те предусмотренные порядком и законодательством механизмы не подходят для этой ситуации, так как это не государственная граница, а временно-пропускные пункты. Это не может быть оформлено, как какая-то государственная программа, это ситуация, когда деньги должны быть выделены из резервного фонда, и мы стараемся решить эту ситуацию именно таким образом.

Валентина Самар: В плане написано, что это будет сделано в третьем квартале этого года.

Юсуф Куркчі: Буквально в четверг должно состояться заседание межведомственной комиссии под руководством Степана Ивановича Кубива, и уже должны быть расставлены все точки над і. Наверное, уже не осталось никого в Кабинете Министров, кто бы не знал о проблеме наших КПВВ и о тех условиях, в которых работают наши пограничники и проходят наши граждане. Потому что ни много ни мало – 2,5 миллиона граждан за 2017 год пересекли эту границу в ту или другую сторону. Отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий не делает нам чести как государству, которое стремиться в Европу.

Что касается Центров предоставления административных услуг, то мы привязывали их строительство к реконструкции КПВВ. Иначе получилось бы, что КПВВ находятся в плачевном состоянии, и вдруг за ними будут стоять современные мобильные офисы или здания, которые там планируют возвести. Это будет какой-то нонсенс. Поэтому мы должны в комплексе решить эту задачу. Я говорю это с уверенностью, но загадывать какие-то сроки мне уже не позволяет опыт.

1

Валентина Самар: То есть вы хотите сказать, что отведенные сроки в плане не окончательные?

Юсуф Куркчі: Единственный вопрос –  в финансировании. Проектировщики заявляют о том, что те технологии, которые они предлагают использовать,….

Валентина Самар: …это что-то модульное?

Юсуф Куркчі: Да, это модульное строение, но не просто как какие-то вагончики, а это современные материалы, которые позволят переносить разные погодные условия. Проектировщики нам говорят о том, что тот объем работы, который необходимо там выполнить, вполне укладывается в трехмесячный срок. Это вместе со всеми работами.

У нас прошли встречи с нашими донорами, которые тоже понимают необходимость таких ЦПАУ, и, как только будет принято решение по финансированию, они готовы начать и отбор персонала, и подготовку определенных тендерных мероприятий и так далее. Они имеют возможность профинансировать подготовку персонала и обеспечить их оборудованием.

фото: investigator.org.uа

Валентина Самар: Что там будет из инфраструктуры?

Юсуф Куркчі: Инфраструктура – это все, что касается работы тех служб, которые должны быть. Мы с вами были там не один раз, и видели, что у пограничника или таможенника окошки разных размеров, а вагончики разной высоты. Это больше похоже не на какое-то государственное учреждение, а на какой-то шалман, также отсутствие воды, туалета и так далее. Эти все вещи должны быть решены в одном каком-то архитектурном стиле и со всеми необходимыми условиями и для безопасности граждан, и для их комфорта.

Валентина Самар: Наверное, там появятся легальные обменные пункты?

Юсуф Куркчі: Это будет в ЦПАУ.

Валентина Самар: То есть моя «любимая» «армянская группировка» исчезнет?

Юсуф Куркчі: Если мы создадим все условия, чтобы официально были предоставлены услуги, тогда у нас будет возможность говорить о том, что никакого теневого бизнеса там быть не должно. Это касается и обменных услуг, и транспортных перевозок – все должно быть в законодательных нормах. 

Валентина Самар: Касательно транспортных перевозок в Геническом районе был конфликт. Какая-то работа по легализации продолжается или нет? Хорошо, что там появился один легальный перевозчик, но есть вопросы к прозрачности конкурса, в котором победило физлицо-предприниматель, которому почему-то отдали все маршруты до конца курортного сезона. А что будет дальше – непонятно.

 Юсуф Куркчі: Я не хочу давать оценку ни работе районной администрации, ни тем людям, которые в этом конфликте оказались замешаны, или кто-то из них стал причиной всего, как разные стороны объявляют. Суть в другом. Мы с самого начала говорили, что государство обязано обеспечить нормальные условия для функционирования будь то транспортной, будь то банковской сфер. Там, где государство не может это обеспечить, появляется не совсем прозрачный бизнес. Можно бороться с этим непрозрачным бизнесом, но кто будет обеспечивать эту перевозку?

Мы сначала должны в законодательных рамках создать нормальные маршруты, которые будут подвязаны под отправление поездов на Новоалексеевку, под работу административных центров в Геническе. Если говорить про транспортный узел на Каланчаке, это и аэропорт в Херсоне, и железнодорожный вокзал. То есть мы должны будем подвязать транспорт к этому расписанию, и обеспечить соответствующий объем этого транспорта. Потому что 2,5 миллиона пересечений границы – это все-таки большой показатель и большой рынок. И думать о том, что этот рынок останется неосвоенным, будь то частный бизнес, будь то криминальный бизнес, полагать наивно. Но для того, чтобы бороться с нелегальным перевозчиками, с любым видом бизнеса, необходимо создать условия, которые обязательны для нормального бизнеса.

фото: investigator.org.ua

Валентина Самар: Что самое сильное и надежное в этом документе?

Юсуф Куркчі: Самое сильное и надежное в нем то, что появились сроки и появился круг лиц, ответственных за то или иное направление или задачу. Потому что очень часто можно было слышать от наших и вынужденных переселенцев, и от граждан Украины, которые проживают на временно оккупированной территории, что при обращении в тот или иной орган, что не связан непосредственно с оказанием каких-то услуг, их всегда по упрощённой схеме отправляли в Министерство оккупированных территорий. В этом плане показано, что проблемами прав граждан из оккупированных территорий занимается не только одно Министерство, а ряд центральных органов исполнительной власти, учреждений, которые, реализуя свои полномочия, должны будут выполнить конкретно поставленные задачи в этом плане. Можно, конечно, говорить, что год – это большой срок, но такое большое количество исполнителей – это та причина, по которой это длилось так долго. Мы бы тоже хотели, чтобы это было быстро, но для этого необходимо было, наверное, специальное положение регламента и Кабинета Министров, и Верховной Рады.

Валентина Самар: Что из первоочередного уже будет реализовано в ближайший месяц? Чем вы сейчас занимаетесь, как координируете работу этих 39-ти исполнителей? И что в работе сегодня?

Юсуф Куркчі: Весь план сегодня у нас в работе. Первой откликнулась Хмельницкая областная администрация, которая уже прислала первый отчет, где пишет, что с радостью приступила к реализации этого плана.

Валентина Самар: Что они должны делать по плану?

Юсуф Куркчі: Есть задачи, которые связаны с переселенцами. Поэтому хочется отметить такую готовность заниматься крымскими проблемами. На носу у нас вступительная кампания. Естественно, мы будем стараться, чтобы те проблемы, которые у нас были в этом году, были минимизированы. Конечно, мы не будем менять условия вступления, но этот план предусматривает упрощение и облегчение доступа. То есть мы с нашими коллегами будет искать механизм, который мы сможем предложить после вступительной кампании, для того, чтобы облегчить доступ для наших абитуриентов из Крыма и Севастополя.

Мы говорили с вами и про Свободную экономическую зону «Крым», и про постановление №1035 – это тоже те моменты, которые должны во втором квартале решиться. И это уже не просто ответственность Министерства, которое ходит по кругу между исполнителями, просит согласовать и не может годами добиться согласования, это уже ответственность всего Кабинета Министров.

Валентина Самар: Что есть в плане для развития приграничных территорий, поскольку сейчас очень много завязано на Херсонскую область?

Юсуф Куркчі: Напрямую этого в плане нет, потому как это план направлен на оккупированную территорию, но в этом плане заложены задачи по усилению медицинской инфраструктуры Херсонской области. Это для того, чтобы мы подняли институциональные возможности медицинских центров, потому как из последнего опроса, который проводился на границе нашим управлением, мы увидели, что наши граждане преследуют четыре основные цели, пересекая админграницу: документирование, учебы, медицинские услуги и только четвертое – визит к родственникам. 

Валентина Самар: То есть люди ездят за услугами?

Юсуф Куркчі: Да, для решений конкретных вопросов. Поэтому мы должны сделать так, чтобы центры медицинских услуг Херсонской области могли максимально удовлетворить наших граждан.

Валентина Самар: И развитие районов Херсонской области, особенно южных, очень важно, потому что многие люди приезжают заниматься бизнесом на территорию Херсонской области. В том числе, из Крыма приезжают работать в сферу туризма, в частности, на Арабатскую стрелку, потому что на Херсонщине есть туристы, в отличие от Крыма, где с каждым годом туристов все меньше. 

Мы уже не раз говорили, что в этих районах должна быть тотальная зачистка коррупции, и минимизация конфликтных ситуаций с перевозчиками, распределением земельных ресурсов и так далее.

Валентина Самар: Закінчимо розмову темою, яка стосується кримського «Титану», де вже фокус на екологічній проблемі. Я знаю, що на початку року МінТОТ також робило заяву про те, що кримський «Титан», який належить олігарху Фірташу, порушує екологічне законодавство. Чим закінчилася ваша заява?

Юсуф Куркчі: Зараз є звернення до прокуратури АРК, вони збирають матеріал і відкрите провадження по цій справі.

Валентина Самар: Тобто на сьогодні результату ще немає?

Юсуф Куркчі: Поки що – так.

Валентина Самар: Чи вживали ви ще якихось заходів, крім того, що звернулися до прокуратури?

Юсуф Куркчі: Що стосується ситуації очисних споруд, то силами нашого херсонського сектору ми визначаємо площі тих відстійників, на чиїх землях якого значення вони знаходяться, щоб додати до тієї справи, яка сьогодні є в прокуратурі.

Валентина Самар: Зрозуміло, що буде розслідуватися провадження, але люди отруються сьогодні, діти п’ють воду з водогону, по якому тече вода, яка, як показало замовлене нами дослідження, не відповідає санітарним нормам. Як рятувати людей  сьогодні?

Юсуф Куркчі: Треба звертатися до органів влади, які повинні відповідати, а це і районна, і обласна адміністрація. Має бути проведена екологічна інспекція с забором води на аналіз.

Валентина Самар: Так може, ви і ініціюєте це?

Юсуф Куркчі: Ми можемо ініціювати.

Валентина Самар: Все-таки небезпека йде з тимчасово окупованої території, це ваша справа.

Юсуф Куркчі: Ми можемо ініціювати ці процеси, але це не означає, що уваги до цих проблем немає там на місцях, може, просто недостатньо цієї уваги.