Парламентские выборы в Германии: система та же, ценности — иные

Новости
Бундестаг
Бундестаг

Бундестаг

22 сентября в Германии состоялись парламентские выборы, на которых победу одержал блок Ангелы Меркель ХДС/ХСС, получив 41,5% голосов. В отличие от Украины, никакой интриги не будет – предварительные данные по результатам голосования, которые были известны уже в день голосования, ненамного будут отличаться от окончательных. Поэтому главный вопрос в Германии сейчас – создание коалиции. Сам процесс волеизъявления немецких граждан для украинского наблюдателя до смешного скучен: никаких тебе отечественных «каруселей», вбросов, подвозов, тем более подкупа. При этом, возможностей для фальсификаций у немцев — хоть отбавляй (Вот где бы разошлись наши кандидаты…).

Понаблюдать за парламентскими выборами в Германии группе журналистов из России, Украины, Молдовы и Беларуси удалось в рамках обучающего семинара газеты TAZ и немецкого МИДа. И делать это было тем более интересно, что избирательная система в Германии аутентична нашей: смешанная – депутаты избираются по спискам и округам (или в Германии – 16 землям). Первый голос – за прямого кандидата (у нас — мажоритарщика), второй голос – за одну из партий.  Так же, как в Украине, у каждой партии – свои список депутатов, которые проходят в парламент (бундестаг) в зависимости от количества набранных голосов.

Всего в Германии почти 62 миллиона избирателей. На этих выборах правом голоса воспользовались почти 70%, это при том, что явка, по словам политиков, в Германии падает.

Партия "Партия"

Партия «Партия»

Кстати, к выборам допускаются все партии, прошедшие формальный отбор: новые партии должны предоставить не менее 2 тысяч подписей из земель, обязательно наличие устава. Кстати, одну из партий – «Партию буддистов» — Федеральная избирательная комиссия не зарегистрировала именно из-за отсутствия устава. (Его у них не было по идейным соображениям). Такая «всеобщая» регистрация иногда доходит до смешного: на этих выборах, к примеру, была зарегистрирована партия «Партия», на агитационных плакатах которой вместо лозунгов красовались надписи «Бла-бла-бла» — мол, все равно не важно, кого вы изберёте.

Различия с выборами в нашей стране начинаются еще на этапе предвыборной агитации. Никакого черного пиара, порчи чужой агитпродукции и огромных рекламных площадей. Максимум, что могут позволить себе недоброжелатели – заклеить рот Ангелы Меркель на плакате жвачкой или лицо оппонента при помощи пленки превратить в робота.

IMG_1253 IMG_1252

Кстати, агитация в день выборов в Германии вполне законна, но не самом участке, а за его пределами.

IMG_1347 IMG_1348

Избирательные комиссии тоже формируются в Германии иначе. Все «грязные» технологии, о которых неоднократно писал «Центр», например, использование технических кандидатов и партий, шулерство во время жеребьевки и прочее, здесь просто невозможны. Причем, не технически, а…просто потому, что незаконны. «Германия, в отличие от вашей страны, и во время выборов остается правовым государством», — подобные реплики пришлось выслушивать неоднократно в ответ на все вопросы о незаконных избирательных действиях.

Это еще один парадокс – колоссальное, а для нас и шокирующее законопослушание.  К примеру, поведение немцев в сам день выборов. Но об этом ниже.

Итак, в Германии процессом выборов руководит Федеральная избирательная комиссия, которая состоит из 16 земельных избирательных комитетов( в каждой земле – свой комитет). А уже в каждом комитете – председатель, 8 членов партий и – новшество этой кампании – 2 судей Специального земельного избирательного суда. При этом, члены комиссий получают минимальную оплату (около 30 евро) только за работу в день выборов.

Перед выборами партии в Германии тоже должны сформировать избирательные фонды. Но здесь, в отличие от нас, это полностью публичный процесс. Всю калькуляцию партий можно посмотреть на сайте бундестага и страницах партий.

М.Гюнс

М.Гюнс

Одну треть фондов составляют финансовые взносы членов партий, еще одну треть – пожертвования населения и спонсоров (Причем, если сумма взноса больше 50 тысяч – все персональные данные жертвователя обязательно обнародуются). Кроме того, в Германии государство компенсирует партиям, преодолевшим 5% барьер, определенную сумму в соответствии с набранным количеством голосов: около 2 евро за каждый второй голос. К примеру, из 50 миллионов проголосовавших, около 40% отдали голоса за ХДС/ХСС, соответственно, они получат от государства компенсацию в размере около 20 миллионов евро. «Эти средства партия может использовать на внутренние нужды (в основном, на содержание аппарата), но чаще всего, они закладываются на проведение следующих выборов», — рассказал нам исполнительный директор фракции ХДС/ХСС Манфред Гюнс на встрече в бундестаге.

По его словам, среди немецких парламентариев – нет ни одного олигарха. «Для нас это просто немыслимо. Но, естественно, депутаты – люди небедные. Каждый депутат получает 8 тысяч евро зарплаты, вычитаем налоги, остается 5 тысяч. Плюс нам положены деньги на съем квартиры, дополнительные расходы. Всего около 4 тысяч. Также положены 16 тысяч на бюро депутата: ассистентов, референтов, технические средства. Но в целом содержание всего Бундестага обходится каждому жителю Германии один евро в год», — говорит М.Гюнс.

При этом, проголосовать в Германии можно за месяц до дня Х: с каждым годом всё большее количество немцев предпочитают голосовать по почте – этот вид волеизъявления заменяет здесь наши открепительные талоны, любимое партиями голосование на дому. К примеру, в Берлине из 2,5 миллионов избирателей по почте проголосовали 500 тысяч. Человеку, заранее написавшему в избирательную комиссию по почте или отметившемуся на сайте, за месяц присылают «набор для голосования»: сам бюллетень (причем, отпечатанный на дешевой бумаге и не защищенный никакими знаками), приглашение на выборы со специальным кодом (уникально, выдается единожды) и два конверта – синий и красный.

Кстати, для слепых избирателей, которых в том же Берлине около 2 тысяч, предназначен специальный одноразовый шаблон- чтобы не оставались следы и была соблюдена тайна голосования.

Бюллетень и шаблон для слепых:

IMG_1246 IMG_1314

Бюллетень с голосом вкладывается в синий конверт, затем его вместе с приглашением – в красный, который открывается только в день выборов – при подсчете голосов. Без приглашения голосовать не получится. В комиссиях есть списки получивших приглашение, синие конверты сверяются с базой данных избирателей.

Председатель избирательной комиссии Берлина Герт Баазен признается, что такая негативная проверка – не гарантирует 100% результат. «Но у нас практически не было таких случаев фальсификаций. Однажды в маленьком городке Баварии был случай, когда мэр вбросил в урны поддельные бюллетени с голосами за себя. Но он получил срок и отбывает его. Это единственный подобный случай на всю страну», — отметил Г.Баазен.

Процесс голосования 1381250_227615810730504_685043416_n

Легко представить, как развязали бы руки нашим кандидатам, позволив бы голосование по почте.  И здесь снова вступает в силу немецкое законопослушание. Картина, как в Украине, с пачками вброшенных в урны бюллетеней – нонсенс. И не только потому, что за нарушения на выборах кандидатам грозит реальный срок до пяти лет. «У нас просто не может быть такого явления. Вы что? Это же незаконно», — искренне недоумевает глава избирательной комиссии немецкой столицы. Подобные высказывания можно было бы списать на предвыборную полемику, если бы это были единичные мнения.

Урна для голосования и подсчет голосов:

1238373_227615774063841_1596165221_n 954885_227615877397164_73496422_n

«Здесь это просто нереально, поднимется огромный скандал, если кто-то попробует что-то сфальсифицировать. Немцы свято верят и чтут закон. Это традиция, ментальность, если хотите. Человек, замаравшийся в подобном скандале, станет изгоем», — делится с нами впечатлениями украинка Анна, уже больше 10 лет живущая в Берлине.

1375729_227615744063844_1969549097_n 165899_227615904063828_987708953_n

Объявление результатов у Рейхстага

Объявление результатов у Рейхстага

И действительно, для украинского журналиста, привыкшего к круглосуточному бдению в день выборов и настоящему экшну при подсчете голосов (ведь у нас и ребенку известно, что неважно, как в Украине голосуют, важно, как считают), выборы в Германии покажутся весьма скучными. Избирательные участки, как и у нас – в школах, детсадах и т.д. Кабинки для голосования практически не прикрыты, а иногда их заменяют просто тумбы, урны – непрозрачные, наблюдателей – практически нет.Это не запрещено, просто немцы не понимают, для чего наблюдать за скучным процессом подсчета, когда результаты станут известны уже через пару часов. Кстати, у урны для голосования стоит один из членов комиссии, который проверяет, чтобы туда попал лишь один бюллетень.

Так что, на редких участках – лишь иностранные журналисты. Считают – быстро, результаты известны уже к 6 часам вечера. В Берлине обычно их транслируют на площади перед Рейхстагом, здесь же массово собираются горожане – отметить победу или погоревать за проигрыш.  В этом году массовых мероприятий не было, об итогах с площади объявил диктор местного телевидения. Кстати, окончательные результаты в Германии объявят через пару недель, но они будут отличаться от цифр первого дня незначительно. Здесь практически не бывает случаев пересчета голосов. Немцы любят стабильность. Возможно, поэтому и на этих выборах большинство проголосовало за партию Ангелы Меркель, которая олицетворяет для части немцев прагматизм и законопослушание и которую здесь ласкового называют mutti – мамочка.

Фото автора, Д.Калашниковой,А.Куркина