Олег Росляков. Начштаба НВФ «Самооборона Севастополя»

Расследования
Олег Росляков Фото: blackseafleet-21
Олег Росляков Фото: blackseafleet-21.com

Роль в оккупации АР Крым и города Севастополя российских военных отставников и, прежде всего, офицеров Черноморского флота РФ, не является тайной. Они привычны к организации и дисциплине, хорошо знали все места дислокации ВМС Украины и охотно присоединились к взятию под контроль России «города русских моряков» и всего полуострова.

Центр журналистских расследований уже рассказывал о «прорабе оккупации» Михаиле Чалом, капитане 2 ранга запаса, который возглавил силовой блок так называемого «Координационного совета обеспечения жизнедеятельности Севастополя» — российского квазиоргана, управлявшего городом с 23 февраля 2014 года. Его непосредственным подчиненным был полковник в отставке Олег Росляков, возглавлявший в феврале-марте 2014 года «Штаб самообороны Севастополя», координировавший пророссийские незаконные вооруженные формирования. Он и есть герой новой серии спецпроекта «Шуцманы Путина».

Место Олега Рослякова в иерархии незаконного вооруженного формирования «Самообороны Севастополя» Центр журналистских расследований раскрыл в сюжете «Шуцманы Путина. Севастополь». Как начальник всех НЗФ города, выполнявший приказы Михаила Чалого, Росляков ответственен за все совершенное этими пророссийскими группировками – незаконные задержания, похищения, избиения, установление блокпостов и т.д.

Следственное управление ГУ Национальной полиции в АР Крым и Севастополе уже оценило заслуги Рослякова, сообщив ему о подозрении  в рамках досудебного расследования по уголовному производству по факту создания и деятельности на временно оккупированной территории АР Крым не предусмотренных законом вооруженных формирований (ч. 5 ст. 260 УК Украины). Произошло это 21 февраля 2020 года, то есть почти через 6 лет после тех событий.

Олег Росляков во главе подразделения морской пехоты Фото: sevastopol.su

Олег Росляков родился в семье военного в городе Владивосток на российском Дальнем Востоке. В 1974 г. окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище и с тех пор вплоть до 2003 г. служил на Черноморском флоте. Участвовал в боевых действиях в Анголе, Эфиопии, в районе Индийского океана, в Средиземном море. В течение пяти лет командовал полком морской пехоты 810 бригады ЧФ РФ (Севастополь), из них три года полк был передовым на ЧФ. На совести Рослякова и участие в «антитеррористической операции» против Чечни.

Орден «За военные заслуги» Рослякову вручал лично президент Путин — на борту крейсера «Москва» во время празднования дня ВМФ РФ в Севастополе в 2001 году. В 2003 году Росляков ушел в отставку в звании полковника.

Олег Росляков и Владимир Путин. 2001 год Фото: sevastopol.su

Правда, отставка у него была подозрительная – он поработал директором Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета, а затем вернулся в родную 810-ю бригаду морской пехоты ЧФ РФ – на «гражданскую» должность начальника военизированной охраны.

У Рослякова были российский и украинский паспорта, то есть теоретически его можно было бы осудить еще и за государственную измену. Хотя, конечно, для офицера Черноморского флота РФ украинское гражданство лишь условность, которая должна упростить жизнь в украинском Севастополе.

Но наступил 2014-й год, и Росляков возвращается, чтобы снова «служить отечеству». Возвращается – в буквальном смысле, потому что, по его словам, он во время российского переворота в Севастополе находился на северном Кавказе, в Ессентуках.

Росляков рассказывает, что уже 25 февраля был в Севастополе, а на следующий день принимает участие в совещании, на котором собрались все руководители НЗФ и которым рулил офицер запаса Игорь Петров, глава НЗФ «Рубеж». Ему Михаил Чалый поручил создать единое управление НЗФ и сформировать штаб.

Игорь Петров, командир НЗФ «Рубеж» Фото: sevastopol.su

Очевидно, бывшего комполка морпехов пригласили на сборище по координации НЗФ Севастополя не случайно – кадровый старший офицер с опытом службы в Севастополе как никто другой подходил для такого дела.

В тот же день, 26 февраля, «Штаб обороны Севастополя» развернули на ул. Советской, 65 – в здании Индустриально-педагогического колледжа им. Менькова. Далее вверх ул. Советская упирается прямо в здание Штаба Черноморского флота, которое недавно разрушено украинскими ракетами. В 2014 году, когда город еще не взяли под контроль российские военные, «Штаб обороны» предусмотрительно разместили на подходах к главному командному пункту оккупации.

Расположение «Штаба обороны Севастополя» по ул. Советской, 65 Фото: Yandex

До полуночи был сформирован отдел по записи добровольцев, разведотдел, контрразведывательный отдел и оперативное отделение. Там находилась и одна из «рот самообороны» под командованием полковника Олега Малиновского, служившего вместе с Росляковым и, в частности, возглавлявшего в 1996 году 299-й центр подготовки морской пехоты – так называемый центр «Сатурн».

27 февраля Росляков уже отправляет своих боевиков с оружием на первый выезд – якобы пятеро неизвестных в камуфляже перерезали кабель связи Севтелекома. Правда, по словам Рослякова, «диверсанты» исчезли раньше, чем «самооборона» с милицией прибыла на место. Более удачно закончился выезд по доносу, в ходе которого «самооборона» незаконно задержала шестерых молодых людей якобы из партии УДАР, вся вина которых заключалась в том, что они собрались на одной квартире.

Ребят жестко скрутили, избили, вывезли в «штаб», а затем, по словам Рослякова, после «профилактических бесед» выдали шокированным родителям. Но так везло не всем. В том же интервью Росляков говорит о двух «сотниках-неонацистах», которых «самооборона» задержала на вокзале, а затем передала милиции. Скорее всего, речь идет об активистах Майдана Иване Бондарце и Валерии Ващуке, пропавших без вести в Крыму 7 марта. А 15 марта так же пропал без вести украинский активист, житель Севастополя Василий Черныш. С тех пор об их судьбе ничего не известно.

Подполковник милиции Юрий Кашпур в форме российского полицейского Фото: primechaniya.ru

Севастопольская милиция сотрудничала с пророссийскими НЗФ. Сам Росляков вспоминает о тесном взаимодействии севастопольской милиции и «самообороны» – в частности, по его словам, подполковник милиции Юрий Кашпур 28 февраля прибыл в штаб для организации взаимодействия.

Заметим, что подполковник милиции Кашпур после оккупации получил должность заместителя начальника оккупационного Управления МВД Российской Федерации в г. Севастополе, а в 2015 году возглавил этот карательный орган.

Поэтому неудивительно, что и незаконные задержания происходили в сотрудничестве с милицией.

Но были у «самообороны» и задачи более важные, чем террор приезжих и жителей Севастополя – в частности, блокирование украинских воинских частей и государственных учреждений по приказам Михаила Чалого. Хотя, конечно, все команды на самом деле исходили из Штаба Черноморского флота РФ.

Куратором НЗФ от ЧФ РФ был капитан I ранга Андрей Палий. Он активно участвовал в оккупации Крыма, и в частности в склонении украинских моряков к государственной измене. С 2020 года служил заместителем командующего ЧФ РФ по военно-политической работе. Ликвидирован ВСУ в Мариуполе 19 марта 2022 года. А в феврале-марте 2014-го раздавал приказы о применении «самообороны» на нужных направлениях.

Взаимодействовал с предводителями пророссийских НЗФ и сам командующий ЧФ РФ.

«4 марта командующий Черноморским флотом в то время ещё вице-адмирал Александр Викторович Витко пригласил меня и Алексея Михайловича Чалого и предложил узаконить в правовом плане существование нашего штаба», – говорит Росляков.

Капитан І ранга Андрей Палий Фото: Ю.Югансон

По результатам этой встречи «Штаб обороны Севастополя» 7 марта перебазировали поближе к Камышовой бухте, в здание бывшего военкомата на ул. Маршала Крылова, 8а, и снабдили надежной радиосвязью со штабом ЧФ РФ.

Аппаратуру предоставили «по линии Министерства обороны Крыма», говорит Росляков. От этого же “министерства”, по его словам, 11 марта подконтрольные ему НЗФ получили оружие. Однако на самом деле никакого «Министерства обороны Крыма» оккупанты и их пособники не создавали даже на бумаге. Разве что крымского гауляйтера Сергея Аксенова на период до незаконной российской аннексии полуострова провозгласили «главнокомандующим вооруженными силами Крыма». Поэтому откуда были эти стволы, можно только догадываться. Может, из милицейских оружейных, а может, со складов Черноморского флота.

Здание «Штаба обороны Севастополя», ул. Маршала Крылова, 8а Фото: Yandex

Как вспоминает Росляков, к тому времени он уже активно участвовал в перетягивании командования ряда украинских воинских частей на сторону оккупантов:

«Схема была, скажем так, типовой. Связывались по телефону, договаривались о встрече и встречались где-то на нейтральной территории, обсуждали вопросы на уровне командиров воинских частей. Напомню: по линии минобороны Украины им конкретных указаний не давалось. Мы приходили на КПП, разговаривали, в городе встречались… В ходе переговоров командир давал согласие на переход на сторону народа, мы звонили в штаб ЧФ. Капитан 1 ранга А.Н.Палий высылал группу офицеров для согласования практических вопросов перехода».

В частности, утверждает Росляков, таким образом, был организован переход на сторону врага командира украинской бригады ПВО.

Некоторые украинские военные сами приходили в поисках возможности перейти на сторону РФ. Так, к Рослякову обратился командир малого противолодочного корабля «Луцк» капитан ІІІ ранга Сергей Макеев, который ныне командует российским противолодочным кораблем «Суздалец» и участвует в вооруженной агрессии против Украины.

Захват украинских кораблей в Севастополе 20 марта 2014 Фото: AP

Там, где мирного решения не было – Росляков по команде из штаба ЧФ РФ отправлял силовые отряды. Так, по его словам, участники НЗФ из блокпоста «Шайба» и взвод разведки «штаба самообороны» вместе с личной гвардией Михаила Чалого – отрядом «Рубеж» – и «Ночными волками» 20 марта участвовали в штурме украинских кораблей «Хмельницкий» и « Тернополь». Для блокирования украинских кораблей в озере Донузлав «Штаб обороны Севастополя» отправил 18 марта в Крымскую военно-морскую базу целый отряд под руководством капитана 1 ранга запаса Владимира Владиславовича Коваленко.

Самым ярким проявлением деятельности боевиков Рослякова была блокада и штурм Штаба Военно-морских сил Украины 19 марта 2014 года. Блокада длилась три недели. Украинские офицеры, если выходили из Штаба, уже не могли попасть назад – по свидетельству Рослякова, их не пропускала «самооборона».

«Литвинов собрал всех и сказал, что мы будем «заходить» в штаб ВМСУ. Утром мы все пришли, там было очень много людей – «Ночной дозор», «Русский блок»…

 Кто-то из состояния ожидания перешел к активным действиям.  Снесли забор, сняли ворота, начали заходить на территорию штаба ВМСУ. Драки как таковой не было, было выдавливание», — вспоминает Росляков.

Виктор Литвинов Фото: primechaniya.ru

Упомянутый им капитан ІІІ ранга в запасе Виктор Петрович Литвинов – начальник охраны «народного губернатора» Алексея Чалого. В свое время служил в ЧФ РФ, откуда его выгнали, после чего в 1992 году пошел на службу в ВМС Украины. Уволившись в запас, создал организованную преступную группу и проходил подозреваемым в уголовных производствах. Кроме основных обязанностей по охране тела «народного губернатора», отвечал за доведение воли «Координационного совета» (а значит, командования ЧФ РФ) до «Штаба обороны Севастополя».

Пока НЗФ толкались с украинскими моряками, вожак «Штаба обороны» со своим «отрядом быстрого реагирования» брал под контроль оружейную и хранилище документации Штаба ВМСУ, которые затем передал под контроль офицеров ЧФ РФ.

Блок-пост «Шайба», г. Севастополь Фото blokpostsevastopol.ru

С 14 марта штаб Рослякова по команде сверху взял под свое руководство и блокпосты вокруг Севастополя. Он обеспечивал контингент блокпостов питанием, обмундированием и горючим – все это предоставил Черноморский Флот. Виктор Литвинов в интервью изданию Новости Севастополя вспоминает:

«Заниматься этим было поручено Олегу Рослякову. Его люди получали, свозили все в помещение бывшего военкомата и выдавали. Кстати, сухпайки, о которых столь много потом говорили, были поставлены не с гуманитарной помощью, а получены от военных. Это было то, что осталось после сочинской Олимпиады. В них находились продукты, приготовленные по современной технологии, полноценный завтрак, обед и ужин».

Правда, к тому времени и блокпостам, и собственно «самообороне» оставалось уже недолго. 20 марта, когда РФ уже объявила об аннексии Крыма и полуостров был под ее эффективным контролем, все блокпосты по команде сверху были расформированы. Росляков лично изъял оружие у стоявших на блокпостах отрядов и заставил участников НЗФ разойтись.

Парад участников НЗФ «Самооборона Севастополя» Фото: eprostir.org

21 марта были расформированы все подразделения «самообороны», а 24 марта – распущен и «Штаб обороны Севастополя».

Это была еще одна функция Рослякова как кадрового офицера, привыкшего выполнять приказы. И его «самооборона», и контингенты блокпостов имели пестрый состав и порой завышенную оценку собственной роли и значимости в событиях февраля – марта 2014 года. Они надеялись и дальше быть хозяевами улиц, лицом и кулаками оккупационных властей. Однако спектакль завершился, и статистам пора было расходиться по домам.

Олег Росляков Фото: Меридиан Севастополь

Все, что было дальше – и общественные объединения бывших «самообороновцев», и созданный под патронатом оккупационного губернатора Сергея Меняйло орган-зонтик «Ассоциация организаций самообороны» – это лишь канализация энтузиазма пророссийского актива.

В апреле 2014 года оккупанты расплатились с Росляковым должностью «заместителя губернатора г.Севастополя» — как раз тогда Путин поблагодарил «народного губернатора» Чалого и поставил руководить оккупированным городом Сергея Меняйло.

Через полгода Росляков был переведен на должность главы «департамента аппарата губернатора и правительства Севастополя», а в январе 2016-го потерял должность на фоне конфликта бывшего «народного губернатора» с ненародным, но действующим: Меняйло тогда пытался присвоить лавры главного организатора в Севастополе.

Верный пес режима сделал свое дело и отошел в тень. Но не сомневайтесь, если Кремль снова будет нуждаться в службе «человека государева» — он будет рядом. Как и многие ему подобные.