Схема поставок ильменита на завод Фирташа в Крыму управляется из Херсона – Клименко

Три сухогруза, зарегистрированные на фирмы из Херсона, участвуют в незаконной схеме поставок ильменита на завод «Крымский титан» украинского олигарха Дмитрия Фирташа через закрытые Украиной порты оккупированного Крыма.

Эксперт Фонда «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко Фото: investigator.org.ua

Об этом эксперт Фонда «Майдан иностранных дел», главный редактор портала BlackSeaNews Андрей Клименко заявил в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» (проект Центр журналистских расследований, Черноморская ТРК). 

По словам эксперта, схема поставок ильменита на завод «Крымский титан» существует примерно полтора года и в списке «ильменитовых пароходов» примерно 15 судов. 

«Я не могу сказать всего, но очень уверенно скажу, что, во-первых, через Херсон осуществляется схема поставок ильменитовой руды на крымский завод «Титан» на украинских судах. Во-вторых, эта схема, судя по результатам моих личных обращений к различным правоохранительным органам Украины, имеет очень сильных лоббистов. Среди этих лоббистов называется депутат украинского парламента Вадим Новинский, который считается то ли другом, то ли бизнес-партнером господина Дмитрия Фирташа», — сказал Клименко.

Он указал, что в незаконной схеме поставок ильменита из турецкого порта Самсун в порт Камыш-Бурун в Керчи через порт «Кавказ» в России, кроме десятка российских суден в последнее время задействованы еще три сухогруза: «Нефтерудовоз 45-М» и «Нефтерудовоз 46-М» под украинскими флагами, а также «Hermes» под флагом Коморских островов.

Эти судна принадлежат трем компаниям, которые в регистрах указывают один и тот же адрес регистрации в Херсоне. При этом в украинском государственном реестре значится только одна компания – ООО «Транспортний судоходный менеджмент», на которую зарегистрировано судно «Нефтерудовоз 45-М». 

Судно «Nefterudovoz 45M» Фото: MarineTraffic.com

«Это может означать только одно — что у этих фирм есть очень хорошие адвокаты, очень хорошие морские юристы, которые могут варьировать, манипулировать сроками. Например, зарегистрировались в одном регистре, потом – в другом, и там, и там есть какие-то сроки (3-6 месяцев) для внесения изменений, и в тот момент происходят те поставки, о которых мы говорим», — отметил эксперт.

Как сообщалось, в июле 2014 года Украина официально закрыла порты оккупированного Крыма для международного судоходства. Кроме того, в Уголовный кодекс Украины внесена статья 332-1 о нарушении правил въезда на временно оккупированную территорию Украины. Согласно этому законодательному акту, члены экипажа судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.

По данным Мониторинговой группы Фонда «Майдан иностранных дел» и портала BlackSeaNews, с начала оккупации Крыма по состоянию на 1 ноября 2017 года в закрытых Украиной крымских портах зафиксировано 323 судна-нарушителя режима оккупированной территории и международных санкций.

Напомним, вскоре после аннексии Крыма, в апреле 2014 года юридический адрес предприятия «Крымский титан» был перерегистрирован на Киев, с созданием его филиала в Крыму. 17 июня 2014 года в Москве было зарегистрировано ООО «Титановые инвестиции», которое арендует завод «Крымский титан» с трудоустройством его рабочих. Учредителем компании выступает компания ЛЕТАН ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД, зарегистрированная на Кипре, на которую оформлена главная холдинговая компания Фирташа — австрийская Group DF International.

17 октября 2016 года президент Украины подписал указ о продлении и расширении санкций в отношении пособников аннексии Крыма. В санкционный список было включено зарегистрированное в Москве ООО «Титановые инвестиции» Дмитрия Фирташа.

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine