Схема поставок ильменита на завод Фирташа в Крыму управляется из Херсона – Клименко

Новости
Эксперт Фонда «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко Фото: investigator.org.ua

Три сухогруза, зарегистрированные на фирмы из Херсона, участвуют в незаконной схеме поставок ильменита на завод «Крымский титан» украинского олигарха Дмитрия Фирташа через закрытые Украиной порты оккупированного Крыма.

Об этом эксперт Фонда «Майдан иностранных дел», главный редактор портала BlackSeaNews Андрей Клименко заявил в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» (проект Центр журналистских расследований, Черноморская ТРК). 

По словам эксперта, схема поставок ильменита на завод «Крымский титан» существует примерно полтора года и в списке «ильменитовых пароходов» примерно 15 судов. 

«Я не могу сказать всего, но очень уверенно скажу, что, во-первых, через Херсон осуществляется схема поставок ильменитовой руды на крымский завод «Титан» на украинских судах. Во-вторых, эта схема, судя по результатам моих личных обращений к различным правоохранительным органам Украины, имеет очень сильных лоббистов. Среди этих лоббистов называется депутат украинского парламента Вадим Новинский, который считается то ли другом, то ли бизнес-партнером господина Дмитрия Фирташа», — сказал Клименко.

Он указал, что в незаконной схеме поставок ильменита из турецкого порта Самсун в порт Камыш-Бурун в Керчи через порт «Кавказ» в России, кроме десятка российских суден в последнее время задействованы еще три сухогруза: «Нефтерудовоз 45-М» и «Нефтерудовоз 46-М» под украинскими флагами, а также «Hermes» под флагом Коморских островов.

Эти судна принадлежат трем компаниям, которые в регистрах указывают один и тот же адрес регистрации в Херсоне. При этом в украинском государственном реестре значится только одна компания – ООО «Транспортний судоходный менеджмент», на которую зарегистрировано судно «Нефтерудовоз 45-М». 

Судно «Nefterudovoz 45M» Фото: MarineTraffic.com

«Это может означать только одно — что у этих фирм есть очень хорошие адвокаты, очень хорошие морские юристы, которые могут варьировать, манипулировать сроками. Например, зарегистрировались в одном регистре, потом – в другом, и там, и там есть какие-то сроки (3-6 месяцев) для внесения изменений, и в тот момент происходят те поставки, о которых мы говорим», — отметил эксперт.

Как сообщалось, в июле 2014 года Украина официально закрыла порты оккупированного Крыма для международного судоходства. Кроме того, в Уголовный кодекс Украины внесена статья 332-1 о нарушении правил въезда на временно оккупированную территорию Украины. Согласно этому законодательному акту, члены экипажа судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.

По данным Мониторинговой группы Фонда «Майдан иностранных дел» и портала BlackSeaNews, с начала оккупации Крыма по состоянию на 1 ноября 2017 года в закрытых Украиной крымских портах зафиксировано 323 судна-нарушителя режима оккупированной территории и международных санкций.

Напомним, вскоре после аннексии Крыма, в апреле 2014 года юридический адрес предприятия «Крымский титан» был перерегистрирован на Киев, с созданием его филиала в Крыму. 17 июня 2014 года в Москве было зарегистрировано ООО «Титановые инвестиции», которое арендует завод «Крымский титан» с трудоустройством его рабочих. Учредителем компании выступает компания ЛЕТАН ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД, зарегистрированная на Кипре, на которую оформлена главная холдинговая компания Фирташа — австрийская Group DF International.

17 октября 2016 года президент Украины подписал указ о продлении и расширении санкций в отношении пособников аннексии Крыма. В санкционный список было включено зарегистрированное в Москве ООО «Титановые инвестиции» Дмитрия Фирташа.