Украина в Гааге представила свою позицию о захвате кораблей ВМСУ: РФ нарушила основополагающий принцип морского права

Новости
Оксана Золотарева, агент Украины, директор департамента международного права МИД Фото: mfa.gov.ua

Украина представила свою позицию на слушаниях Постоянного Третейского Суда в Гааге по делу о захвате российскими военными трех кораблей ВМСУ и их экипажей возле Керченского пролива: Россия нарушила основополагающий принцип морского права —  иммунитет военных кораблей.

Об этом в своем выступлении заявила агент Украины, директор департамента международного права Министерства иностранных дел Украины Оксана Золотарева.

«Российская Федерация нарушила основополагающий принцип морского права: иммунитет военных кораблей. Конвенция ООН по морскому праву гарантирует этот иммунитет. Это означает, что корабли ВМС Украины — «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» — являются воплощением нашего суверенитета и как таковые заслуживают уважения. Однако Россия не уважает международное право. Как и не уважает суверенитет Украины. И в этом случае — не уважает иммунитет военных кораблей Украины», — сказала Золотарева.

Она указала, что РФ не хочет, чтобы этот арбитраж слушал это дело, и избегает урегулирования спора в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, даже несмотря на то, что дала свое согласие на это.

«Россия считает, что может нарушать международное право без каких-либо последствий. Россия ошибается. Значительное количество ее аргументов Международный трибунал по морскому праву уже отклонил. Этот суд в Гамбурге издал приказ, которым постановил, что Россия должна немедленно освободить наши корабли и военнослужащих», — отметила агент Украине.

Она напомнила, что Международный трибунал в Гамбурге признал, что имеет предварительную юрисдикцию по делу для выдачи этого приказа и Украина просит, чтобы и Арбитраж пошел таким путем и признал свою юрисдикцию по этому делу.

По словам Золотаревой, Украина наведет аргументы в пользу отклонения попыток России избежать ответственности, ведь они не основываются на действующих принципах международного права, а также являются непоследовательными. «Когда России удобно называть определенные действия правоохранительной деятельностью, она это делает. Однако, когда ей выгодно — она уже говорит о военной деятельности. Когда Россия только арестовала наши суда, она опиралась на Конвенцию ООН по морскому праву для оправдания своих действий. Однако сейчас Россия настаивает на том, что ее действия не подпадают под регулирование Конвенции. Единственное в чем Россия последовательна, так это в стремлении избежать ответственности за свои действия», — подчеркнула она.

Золотарева отметила, что Украина докажет, что ее спор с Россией не касается военной деятельности, а потому не подпадает под исключения из сферы юрисдикции по статье 298 (1) (b) Конвенции ООН по морскому праву. «Украина заявляет, что Россия нарушила иммунитет ее военно-морских судов. Когда Россия арестовала эти суда и их членов экипажа, чтобы привлечь к ответственности за якобы нарушение российского законодательства, этот иммунитет был нарушен. Открыв уголовное дело на украинских военнослужащих, Россия продолжила навязывать свою уголовную юрисдикцию. И держала наши военные корабли на том основании, что они были «доказательствами» по уголовному делу. Такие действия являются грубыми нарушениями морского права. Иск Украины касается незаконной попытки применения уголовной юрисдикции против кораблей, которые наделены иммунитетом от такой юрисдикции. Этот спор не подпадает под исключение Конвенции относительно военной деятельности», — сказала она.

Золотарева отметила, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву арбитражный суд обладает юрисдикцией для рассмотрения дела по этим серьезным нарушениям по существу и привлечения России к ответственности.

Как сообщалось, 11 октября Постоянный Третейский Суд в Гааге начал слушания о юрисдикции по иску Украины о захвате военными РФ кораблей и моряков ВМСУ в Керченском проливе 25 ноября 2018 года.

Напомним:

  • 25 ноября 2018 года корабли пограничной службы ФСБ РФ и ЧФ РФ обстреляли и захватили два малых бронированных артиллерийских катера «Бердянск» и «Никополь» и рейдовый буксир «Яны Капу» ВМС Украины, которые, после неудачной попытки пройти Керчь-Еникальским каналом в Мариуполь, взяли курс на Одессу и вышли из 12-мильной зоны от побережья Крыма.
  • 16 апреля 2019 года Украина подала в Международный трибунал по морскому праву иск к РФ из-за захвата российскими военными трех кораблей и 24-х моряков ВМСУ, а также попросила трибунал принять временные меры в отношении России для немедленного освобождения украинских военных.
  • 25 мая 2019 года Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге обязал РФ немедленно освободить захваченных в нейтральных водах Черного моря украинских моряков и корабли. Таким образом, суд в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву удовлетворил ключевое требование Украины по делу о временных мерах, которые должна осуществить РФ.
  • 7 сентября 2019 года в киевском международном аэропорту «Борисполь» встретили украинских политзаключенных и военнопленных моряков ВМСУ, которых доставили из России в результате обмена удерживаемых лиц между Украиной и РФ.
  • 18 ноября 2019 года Россия передала украинской стороне корабли ВМСУ, захваченные российским военными 25 ноября 2019 года в Черном море в районе Керченского пролива. При этом в РФ утверждают, что передали корабли Украине не по требованию Международного трибунала ООН по морскому праву, а лишь «на ответственное хранение», поскольку они все еще – вещественное доказательство в уголовном деле о «незаконном нарушении границы РФ».