«Царская дорога» для владельцев пляжей Арабатки

Анастасія Шевченко, Центр журналістських розслідувань

В цикле расследований «Владельцы пляжей Арабатки» мы уже рассказывали, как вопреки Земельному и Водному кодексам сельсовет села Стрелкового предоставляет участки под застройку в защитной прибрежной полосе очень непростым людям. Эти участки связывает одна дорога - по улице Береговой, на строительство которой из областного бюджета в этом году выделили более 85 миллионов гривен. Жители села этой улицей не пользуются, ведь большая часть побережья - это пустыри, правда, участки на них уже переданы в собственность или в аренду под застройку. Поэтому решение «реконструировать» улицу для нескольких десятков избранных и сезонных отдыхающих, в то время как в Стрелковом нет ни одной асфальтированной дороги, местные жители считают несправедливым. Чиновники же убеждают, что дорога будет способствовать развитию инфраструктуры села.

Въезд в село Стрелковое Фото investigator.org.ua

«Я гражданин Украины, я что — не имею права? И вы имеете. Пожалуйста», — так начальник управления госземкадастра в Херсонской области Наталья Потапкина объяснила, как ей удалось получить земельный участок в 50 метрах от моря: все просто — она имеет право. А вот все остальные граждане Украины — все же нет. В материале «Владельцы пляжей Арабатки. Стрелковое» мы рассказывали, как вольно трактуют закон местные власти в селе Стрелковое, раздавая земельные участки под застройку в защитной прибрежной полосе. Ведь здесь ее сузили до минимальной ширины пляжной зоны — 100 метров, в которых строить нельзя ничего, кроме гидротехнических сооружений. Но депутаты Стрелкового во главе с председателем Александром Пономаревым читают кодексы по-своему и предоставляют участки не только для строительства баз отдыха, но и для жилых домов.

На камеру главная земельщица области сообщила, что об этом знает и строить на пляже не будет. «Участок под застройку, но земельный участок внесен с водоохранной зоной в соответствии с проектом установления прибрежной защитной полосы. Водоохранная зона здесь, сейчас скажу… ну, весь земельный участок», — признается чиновница. А на вопрос, что же она будет делать на участке, на котором нельзя ничего строить, бросает просто феерическую фразу: «Просто лежать на земельке».

Наталья Потапкина, обладательница участка на берегу Азовского моря Фото investigator.org.ua

Просто лежать на собственном пляже — тоже неплохо. Вот только целевое назначение участка — строительство жилого дома и хозяйственных построек, именно так, по закону она должна быть использована.

Кроме Потапкиной, среди счастливых обладателей собственных пляжей есть и другие должностные лица. Анна Добровольская — главный специалист по вопросам предотвращения коррупции в Азовской морской экоинспекции, фирма жены главного налогового инспектора области Сергея Олефиренко и родственники его коллег-налоговиков, фирмы депутата облсовета Альберта Черепахи, жены вице-губернатора Евгения Рищука и беглого экс-главы района Сейтумера Ниметуллаева. А также участок, предоставленный под уже построенный дом жены нынешнего главы Генической РГА — Александра Воробьева.

Все эти участки чиновников и базы отдыха объединяет одна деталь — точнее, улица. Береговая — первая от моря улица Стрелкового протяженностью более семи километров.

Дороги здесь нет — просто утрамбованный автомобилями песок. В этом году из областного бюджета на ее «реконструкцию» выделили 33 миллиона гривен. Общая стоимость проекта — 85 миллионов гривен. Работы должны закончить в следующем году.

Улица Береговая в с. Стрелковом Фото investigator.org.ua

«То, что село не асфальтированное — это факт. Есть асфальтированный подъезд к селу, есть центральная улица, засыпанная щебнем, а все остальные дороги почти песчаные. Песчаные дороги на Арабатской стрелке имеют свою выразительность в, так называемой, «волнистости». То есть волны, создаваемые песком, мешают двигаться машине со скоростью даже 30 км / ч. Такое ощущение, когда ты двигаешься по таким дорогам, что машина разлетится на куски», — говорит Александр Адамчик, заместитель председателя Херсонской областной государственной администрации.

Александр Адамчик, заместитель председателя Херсонской ОГА Фото investigator.org.ua

Однако большим деньгам на строительство дороги по улице Береговой жители села Стрелковое не обрадовались. Ведь главная улица села — Центральная — где и расположены основные административные и социальные объекты и жилая застройка, до сих пор не заасфальтирована. После выхода на сайте издания «Новый визит» новости о строительстве дороги десятки людей выразили свое возмущение:

“…Дорога в том месте не нужна ни одному жителю этого пыльного села… Стрелковое — самое запыленное село в Украине”.

“Как можно вести дорогу там, где она не нужна, сорок лет люди мечтали что у них будет дорога, а их опять обманули причем таким циничным образом!!!”

“Теперь ведь даже ежу ясно, как дёшево продали наше село депутаты на забавки олигархам”.

Местные жители планируют обращение к президенту, ведь строить дорогу для нескольких десятков избранных и сезонных отдыхающих считают несправедливым для членов общины решением. Местные жители этой дорогой пользоваться не будут.

Председатель Генической райгосадминистрации Александр Воробьев, который также живет на Береговой, говорит, что решение, какую улицу асфальтировать, принимала сельрада, которая представляет общину.

Александр Воробьев, председатель Генической РГА Фото investigator.org.ua

«Вот вы говорите, общество будет против. Этот вопрос рассматривался на сессии в Стрелковский сельском совете. И депутаты, представляющие большинство Стрелковской общины, приняли такое решение. Строить вдоль моря надо для развития этих территорий. Ведь все владеют этими территориями — и никто не строится», — говорит Александр Воробьев.

Вице-губернатор Александр Адамчик объясняет: дорога будет способствовать развитию инфраструктуры села и позволит увеличить его курортный потенциал.

«Это дорога не просто, чтобы удобно ездить — это дорога для стратегического развития этого населенного пункта. Поскольку и территория, имеющая выход к морю, почти не развивается, потому что нет инфраструктуры. Если общественность будет против, то мы будем вынуждены просто перераспределить средства в те проекты, где общины хотят, чтобы у них была дорога. Там где хотят, чтобы было развитие территорий», — сообщил Адамчик.

Итак, несогласным стрелковцам чиновники выставляют ультиматум: либо дорога будет построена по улице Береговой, либо не будет построена вообще. Угрозы в случае протестов против строительства «царской дороги» передать средства другому населенному пункту прозвучали и на совещании с участием губернатора Херсонской области Андрея Гордеева.

Жительница села Стрелковое Лариса Шаймарданова, известная своей активной позицией по защите интересов общества, предоставила нам свою переписку в мессенджере Facebook с губернатором. Господин Гордеев написал, что деньги, выделенные на дорогу в Стрелковом, переведут на село Высокополье.

Переписка с председателем Херсонской ОГА Андреем Гордеевым Фото Facebook Ларисы Шаймардановой

«Ок, переведем средства на Высокополье!!! А вы меряйтесь и дальше «, — написал губернатор активистке.

Каких инвесторов привлечет дорога в селе Высокополье, рядом с которым даже реки нет, как и то, почему нельзя перенаправить 85 млн на дорогу по улице Центральной в Стрелковом, губернатор не уточнил.

Интересный нюанс: предметом закупки в системе «Прозорро» является «Реконструкция дороги по ул. Береговая от перекрестка с ул. Центральная до перекрестка с ул. Сивашская в с. Стрелковое ». Вот только не понятно, что реконструировать, ведь по улице Береговой дорожного покрытия нет вообще — дорога грунтовая, точнее, песчаная. Что будут реконструировать дорожники, заместитель губернатора Александр Адамчик не объяснил. Говорит, дорога будет, а с терминологией разберутся.

Александр Воробьев утверждает, что по документам дорогу по улице Береговой когда-то уже строили.

Улица Береговая в с. Стрелковом Фото investigator.org.ua

«Если вы поднимете бывшие рисунки той дороги или фото, вы увидите, что там ничего не было. Затем сельским советом было сделано предварительное строительство. Она была поднята », — сообщил председатель Генической РГА.

Получается, по документам дорога есть, но ее никто не видит! С подобными объяснениями мы уже сталкивались, когда в райгосадминистрации нас убеждали, что на розданных участках на пустыре в прибрежной зоне моря когда-то была застройка, и теперь их можно выделять под строительство жилых домов.

Победителем тендера сначала признали фирму «Дорожник» из Мироновки Киевской области. Она строит пансионат по соседству с главой РГА, то есть, по улице Береговой! Но проверку «Дорожник» не прошел — и победителем торгов стало предприятие «Полтавабудцентр».

Аргументация чиновников в пользу строительства дороги к будущим имениям вдоль пляжей содержит еще одну алогичную составляющую. На сегодняшний день большая часть побережья — это пустырь, участки на котором уже розданы в частную собственность или в аренду. Когда начнется его застройка, дорога может не выдержать нагрузки строительной техники и грузовиков со стройматериалами. Поэтому, когда дорогу достроят — не исключено, что ее надо будет уже ремонтировать.

А учитывая количество нарушений законодательства чиновниками в Стрелковом, не исключено, что настоящих инвесторов пугает не плохая дорога, а коррупция и вольная трактовка закона представителями власти.

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine