Михаил Чалый: прораб оккупации

Публикации
Михаил Чалый, «депутат Законодательного собрания Севастополя» Фото: YouTube НТС Севастополь

Михаил Чалый — офицер ВМФ России в отставке, бизнесмен и депутат «Законодательного собрания» Севастополя. Он всегда оставался в тени своего брата Алексея — оккупационного мэра Севастополя. Но его роль в подготовке, обеспечении и осуществлении оккупации заслуживает пристального внимания — и не только прессы, но и украинских правоохранительных органов и органов ЕС и США, которые реализуют санкционную политику непризнания незаконной аннексии Крыма Россией.

В начале 2019 года Центр журналистских расследований в спецпроекте «Шуцманы Путина» впервые указал на истинную роль Михаила Чалого в событиях январе — марте 2014 года. Расследование раскрыло структуру незаконного вооруженного формирования «Самооборона Севастополя», его иерархию и основные подразделения, их командиров и подчинение командованию Черноморского флота РФ.

В течение года Прокуратура АР Крым и крымский главк Нацполиции сообщали о подозрении героям нашего расследования, имена которых были названы впервые. Наконец, о подозрении сообщено и Михаилу Чалому. Ему инкриминируют создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований, действия, которые привели к гибели людей или иные тяжкие последствия — ч. 5 ст. 260 Уголовного кодекса Украины. Итак, кто он и в чем эти преступные деяния заключались?

Михаил Чалый — гражданин России, капитан 2-го ранга Военно-морского флота в отставке. За 14 лет он успел послужить на всех четырех флотах ВМФ РФ. Такой транзит может означать, что он был сотрудником военной контрразведки или внутренней безопасности. После выхода в запас Михаил Чалый работал в группе компаний «Таврида Электрик», принадлежащий его брату Алексею.

Параллельно Чалый активно занимался продвижением российской повестки дня в Севастополе. Восстановленный на средства Благотворительного фонда братьев Чалых комплекс советских оборонных сооружений «Тридцать пятая батарея» еще задолго до событий «Русской Весны» стал важным центром российского влияния в Севастополе. По словам журналистки Татьяны Рихтун, которая в 2014 году была главным редактором севастопольского сайта «Гражданская оборона» и директором пресс-центра «IPC-Севастополь», Михаил Чалый всегда был активен в Севастополе.

«Он имел наработки по отношению и к флоту, и к власти, и к местному населению — у него были свои активисты в общественных организациях. Поэтому Михаил Чалый сыграл очень важную роль в аннексии Крыма», — утверждает Татьяна Рихтун.

Татьяна Рихтун, журналистка

23 февраля 2014 украинская власть в Севастополе была свергнута, Алексей Чалый был провозглашен народным мэром города, а его брат Михаил возглавил силовой блок так называемого «Координационного совета обеспечения жизнедеятельности Севастополя».

Он взял под свой контроль незаконные вооруженные формирования, которые заранее были созданы пророссийскими активистами и бывшими российскими военными.

Непосредственно их действия координировал штаб «Обороны Севастополя» во главе с Олегом Росляковым, экс-командиром полка морской пехоты Черноморского флота, и после отставки служил начальником охраны в родной 810-й бригаде. Большинство бойцов самообороны были отставными военнослужащими.

Олег Росляков

Одно такое подразделение — спецотряд «Рубеж» — Михаил Чалый подчинил непосредственно себе. По его словам, этот отряд был создан еще в январе 2014 года.

«Рубеж — это был мой «летучий эскадрон». Процентов 50 — военнослужащие в запасе и в отставке. Севастопольцы. Нормальные крепкие ребята. С опытом», — рассказывает Чалый о своих подчиненных.

Михаил Чалый

Именно Михаил Чалый 25-26 февраля 2014 года организовал обустройство незаконных блокпостов на админгранице между Крымом и Херсонской областью и обеспечивал транспортировку туда вооруженных бойцов севастопольского спецподразделения милиции «Беркут», которые за несколько дней до того вернулись из революционного Киева.
Чалый вспоминает, что поиск транспорта из Севастополя до Перекопа для «Беркута» был непрост: перевозчики бросали трубку, услышав о том, кого и куда им надо везти. В конце заказ взялся выполнить севастопольский предприниматель Кирилл Лаврентьев, который предоставил свой автобус и сам остался с «Беркутом» на созданном блокпосту.

Кирилл Лаврентьев

В многочисленных интервью Михаил Чалый рассказывал, как обеспечивал выполнение задач, поставленных командованием Черноморского флота и Южного военного округа РФ по захвату военных частей и кораблей военно-морских сил Украины бойцами «Самообороны Севастополя».

Командир спецотряда «Рубеж» Владимир Мельник вспоминает:

«20 марта я, как обычно, пришел к Михаилу Чалому, и он познакомил меня с офицером, командиром местного соединения кораблей. Мы сели с ним в машину, он отправил водителя погулять, расстелил карту, объяснил расстановку сил, показал расположение украинских кораблей и сказал: «Надо брать!» Ну, надо так надо».

Именно бойцы «Рубежа» были привлечены россиянами к захвату кораблей ВМСУ «Хмельницкий» и «Тернополь».

По собственным показаниям Чалого, он склонял украинских военнослужащих к нарушению присяги и государственной измене, осуществлял их подкуп и давление на членов семей офицеров военно-морских сил Украины.

«Мы собирали на ул. Ленина, 25 членов семей, матерей, жен военнослужащих, которые сидели заблокированными нашими самообороновцами, и проводили с ними беседы», — рассказывает Михаил Чалый. При его участии была разработана схема подкупа украинских военнослужащих, которым предлагали деньги за самовольное оставление места службы.

После незаконной аннексии Крыма Россией Михаил Чалый работал в оккупационном «правительстве» Севастополя. Он депутат заксобрания Севастополя с 2014 года, член партии «Единая Россия». Заместитель генерального директора компании «Таврида-Электрик».

Примечательно, что в украинском санкционном списке Михаил Чалый — один из главных организаторов незаконных вооруженных формирований, задействованных российскими военными в захвате Крыма, был внесен только в мае 2018 года. В санкционных списках США и ЕС Михаил Чалый вообще отсутствует.

Санкции СНБО Украины применены к нему бессрочно. А вот к его брату — «народному мэру» Алексею Чалому — на три года. Причем, не указывается, с какого времени вести отсчет. И это общий недостаток украинских санкций. Также не всегда указано, какие активы заблокированы у фигурантов персональных санкций.

Группа компаний братьев Чалых «Таврида электрик» до сих пор отсутствует как в украинском, так и в европейских и американских санкционных списках. Более того, как указывало расследование «Между капельками санкций: бизнес крымского сепаратиста Чалого процветает в Украине», связанные с ней фирмы работают в Украине и используют Киев как хаб для выхода на мировые рынки. «Таврида электрик» также выигрывает в украинских судах иски к ПриватБанку о возвращении депозитов, находившиеся на счетах банка в Севастополе, который был оккупирован с участием Алексея и Михаила Чалых.