КПВВ на админгранице с Крымом: Новые хозяева, старые проблемы

Лишь один из трех пунктов пропуска - «Чонгар» - пока взят на баланс госпредприятия «Реинтеграция и восстановление», которое, собственно именно с этой целью и создавалось Минреинтеграции ВОТ. «Каланчак» все еще на балансе ГП «Укрзалізниця», а «Чаплинка» - в управлении у пограничников и таможенников. Многолетняя эпопея с обустройством человеческих условий для пересечения административной границы с оккупированным Крымом продолжается.

КПВВ «Чонгар» Фото: investigator.org.ua

Без хозяина

Построенные наспех ГП «Укрзалізниця» контрольно-пропускные пункты «Каланчак» и «Чонгар» еще не представили крымчанам, которые едут из оккупированной территории на подконтрольную, того набора анонсированных удобств и сервисов, который следовало бы ожидать от многомиллионных затрат на развитие современных сервисных зон на КПВВ.

Отсутствие автостанций, доступных комнат для отдыха, непреодолимые кучи мусора объясняли отсутствием единого хозяина объектов. Каждый из КПВВ принадлежал к сфере управления различных структур. Об этом Центр журналистских расследований рассказывал в публикации «КПВВ на границе с Крымом. Кто хозяин?»

В конце 2020 года правительство определило государственное предприятие «Реинтеграция и восстановление», созданное министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий, ответственным за обустройство, содержание и обслуживание КПВВ и прилегающих к ним территорий на линии разграничения в Донбассе и на админгранице с оккупированным Крымом.

КПВВ «Чонгар» Фото: investigator.org.ua

Однако передача на его баланс двух восстановленных и одного нереконструйованого КПВВ на Херсонщине существенно затянулась. Восстановленные сервисные зоны контрольных пунктов «Каланчак» и «Чонгар» принадлежали ГП «Укрзалізниця», которая их строила. Летом 2021 года на баланс госпредприятия «Реинтеграция и восстановление» были взяты объекты только одного КПВВ «Чонгар».

Главный специалист управления по эксплуатации КПВВ «Чонгар» ГП «Реинтеграция и восстановление» Галина Коваль рассказала, что для передачи контрольного пункта на баланс предприятия была создана специальная комиссия из представителей «Укрзализныци», ГП «Реинтеграция и восстановление», Минреинтеграции. Была проведена инвентаризация объектов и инвентаря. Теперь КПВВ находится на балансе госпредприятия, которое занимается его обслуживанием: уборкой, соблюдением санитарного состояния, вопросами с водой, освещением, канализацией. Но такие вопросы, как организация автобусного сообщения, открытия автостанции в компетенцию ведомства не входят.

Галина Коваль, главный специалист управления по эксплуатации КПВВ «Чонгар» ГП «Реинтеграция и восстановление» Фото: investigator.org.ua

Как свидетельствуют результаты мониторингов правозащитников, даже несмотря на то, что у контрольного пункта появился единственный владелец, всех проблем это не решило. Ибо их решение требует привлечения различных учреждений.

Представительница Уполномоченного по соблюдению прав жителей АР Крым и г. Севастополя Ирина Веригина отметила, что на контрольном пункте «Чонгар» убрано и чисто, в противовес «Каланчаку», однако круглосуточной работы пункта экпресс-тестирование на COVID-19, которое по ее мнению, целесообразно, до сих пор не организовано, как и автобусное сообщение с админмежах к населенным пунктам на подконтрольной Украины территории.

Ирина Веригина, представитель уполномоченного Верховной Рады по соблюдению прав жителей АРК и Севастополя Фото: genichesk.ipc.org.ua

Без хаба

Президент Украины Владимир Зеленский в феврале 2020 голда заверял, что к концу года у КПВВ «Чонгар» на админгранице с оккупированным Крымом Украины совместно с государственной нефтяной компанией Азербайджана SOCAR откроет большой хаб для обслуживания граждан.

5 мая 2020 года между Минреинтеграции, Мининфраструктуры, Херсонской ОГА, ГП «Укрзалізниця» и ООО «Сокар Энерджи Украина» был подписан меморандум о создании транспортного хаба на КПВВ «Чонгар». Там было появиться автозаправка, аптeчний пункт, магазин с кафeтeрием и мотель. Однако по состоянию на сентябрь 2021 года обещанного хаба все еще нет.

Фото: investigator.org.ua

Автостанций и автобусов на КПВВ не будет, пока не появится единый балансодержатель сервисных зон КПВВ, из года в год объясняли чиновники. Центр журналистских расследований рассказывал об этом в сюжете «КПВВ на админмежах с Крымом: Дорога без конца».

Но даже если такой балансодержатель появился хотя бы на одном контрольном пункте, вопрос не сдвинулся бы с места. Можно предположить, что не только отсутствие балансодержателя сдерживает процесс запуска легального автобусного сообщения — теневые перевозки пассажиров приносят дельцам многомиллионные прибыли.

Вместе с автостанциями тормозит и обещанный президентом совместный проект с SOCAR. А также — вопрос подвоза жителей Крыма с КПВВ пунктам вакцинации.

Минреинтеграции сообщило о разработке детальных карт маршрутов пассажирского транспорта, которым граждане Украины с ВОТ могут доехать до мест вакцинации и тестирования от КПВВ на линии разграничения на Донбассе и на админгранице с Крымом.

По этим картам с КПВВ «Чонгар» к месту вакцинации и тестирования в селе Чонгар якобы можно добраться маршрутным пассажирским автобусом №97, который должен отправляться ежедневно в полдень. Однако согласно реестра автобусных маршрутов на сайте облгосадминистрации, такого маршрута вообще нет.

Без ответственных

В областной администрации пояснили, что ОГА не отвечает за подвоз крымчан в центры вакцинации.

«У нас организована доставка до обсерваторов, но не до вакцинации. Не только крымчан, мы доставляем в обсервации тех, кто пересекает админграницу. По вакцинации, у нас в области разработан маршрут, где труднодоступные места, откуда не добраться до центров вакцинации, то оттуда делается подвоз», — сказал заместитель председателя Херсонской облгосадминистрации Николай Якименко.

Также администрация является подписантом упомянутого выше меморандума о создании транспортного хаба на «Чонгаре», но, по словам Якименко, ХОГА выступает как коммуникатор между различными учреждениями и не ответственна за его выполнение. Как и за открытие автостанции, что теперь, по мнению чиновника, относится к компетенции балансодержателя контрольного пункта — ГП «Реинтеграция и восстановление».

По организации транспортного сообщения — это вопрос, который по словам Якименко, решается.

«Сейчас проводятся переговоры. В ближайшие сроки будут организованы маршруты. ОГА направила письмо в Министерство инфраструктуры с просьбой организовать межобластные автобусные маршруты, связывающие КПВВ с городами Львов, Одесса, Харьков, Днепр. После организации автостанции на КПВВ «Чонгар» указанным министерством будет обеспечено введение автобусного сообщения с этими городами», — сообщил Николай Якименко.

Другие контрольные пункты на админгранице с Крымом — «Каланчак» и «Чаплинка» — до сих пор не переданы на баланс госпредприятия «Реинтеграция и восстановление». Первый подчиняется «Укрзалізниці», второй — в управлении у пограничников и таможенников. Заместитель министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ростислав Замлинский в июне 2021 голда отмечал, что раз в квартал обращается к Укрзалізниці о передаче КПВВ «Каланчак», но и конкретного ответа не дает.

Ростислав Замлинский, заместитель министра по вопросам реинтеграции ТОТ Украины Фото: investigator.org.ua

Пока процесс передачи всех контрольных пунктов на баланс одного предприятия существенно затягивается, Центр журналистских расследований продолжает следить за обустройством КПВВ и созданием условий для наших граждан, испытываемых админгранице с оккупированным Крымом.

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine