Долг и беспамятство

Сегодня на поле у 10-го километра трассы Симферополь-Феодосия прошла церемония перезахоронения останков расстрелянных в годы Великой отечественной войны евреев и крымчаков, которые были беспощадно подняты из земли вандалами, искавшими в месте массового расстрела золото. На «Поле памяти» в противотанковом рву покоятся около 14 тысяч человек. Но на сегодня известны имена лишь 1 101 из них. Они установлены и вписаны в книгу «Долг памяти», изданную благотворительным еврейским центром «Хесед Шимон».

Книга «Долг памяти» вышла в 2002 году и всего в пяти экземплярах. Два из них находятся в центре, один на вечном хранении в библиотеке «Таврика», еще одна книга в Израиле,  в музее катастроф, и одна в семье, которая помогала в создании книги. Однако за 10 лет список  имен расстрелянных  и погребенных во рву у Феодосийской трассы значительно пополнился.

Сотрудница БЕЦ Елена Ривкина рассказывает, что идея создания книги памяти, посвященной жертвам Холокоста, родилась внезапно. «Мы в 2001 году объявили сбор средств на памятный знак. И когда его создание подходило к концу, была известна дата открытия, мы решили создать документ, который останется в истории. Книгу, которая пояснит что это за памятник, почему он именно в этом месте и кто участвовал в его создании. Первая часть — это 1101 фамилий погребенных людей. Они были изданы еще в работе Этель Губенко «Книга печали». Она долгое время работала в архиве и сумела восстановить списки фамилий расстрелянных по всем городам. Так мы нашли некоторые данные о тех, кто покоится на 10-м километре в «Поле памяти», — говорит Елена.

Во второй части книги «Долг памяти» содержатся  документы, подтверждающие разрешение  на установление памятника. Здесь же и репринт схемы, по которой были установлены границы «Поля памяти». Эти документы были взяты в Госархиве Крыма. А схема того как именно шел ров, была нарисована от руки, сотрудниками НКВД в 1944 году  после освобождения Симферополя.

По словам Е.Ривкиной, после того, как в октябре 2002 года памятник жертвам Холокоста был установлен и открыт, поднялась целая волна откликов и обращений. Люди стали сами звонить, приносить какие-то документы, рассказывать, что их родственники были зарыты в том самом противотанковом рву. Так список постепенно пополнялся все новыми данными. С 2002 года  были установлены данные  о еще около 700 человек.  И эта работа продолжается.

«Сложно будет установить данные всех, кто покоится, поскольку там были погребены целые семьи, от которых ничего и никого не осталось. И сейчас у нас идет работа с архивом СБУ, который стал рассекречиваться, — говорит руководитель БЕЦ Виктория Плоткина. — Там находятся целые списки с фамилиями. Немцы в этом плане были очень педантичными и все записывали. В течение года, надеюсь, эта работа будет проделана».

Хотелось бы найти и идентифицировать данные всех расстрелянных, говорит Виктория, ведь только известных мест, где казнили евреев, в Крыму насчитывается 214. По разным данным,  на полуострове в годы оккупации было расстреляно от 30 до 45 тысяч жертв Холокоста.

Когда данные будут собраны, БЕЦ издаст новую книгу с фамилиями расстрелянных. Она выйдет большим тиражом, чтобы этими данными могли пользоваться все желающие.

Что же касается недавнего факта вандализма, то в БЕЦ утверждают, что необходимо сделать на месте мемориала ограждение и выставить охрану. Но и этого будет не достаточно.

«Надо учить детей правильно и с почтением относиться к таким вещам. Нужно учить их истории, учить быть толерантными не просто на словах. Дети, выросшие с этими знаниями, воспитанные в духе почтения, никогда даже мысли не допустят о том, чтобы в таких местах что-то копать, — уверена Е.Ривкина. – Но силами лишь общественных или религиозных организаций этого не сделать. Нужна помощь государственная, на местном уровне».

Однако местные власти не всегда готовы помогать в таких начинаниях, говорит Елена. По ее словам, недавно члены БЕЦ пригласили в Симферополь Одесский театр с постановкой на тему Холокоста. «Мы обратились в Рескомнац  с предложением провести спектакль в крымскотатарском театре, который у них на балансе, в дневное время — для школьников города. Мы хотели объяснить детям, что такое Холокост. Спектакль «А нас искают немцы и собаки» поставлен на стихи, написанные Аллой Айзеншарф во время оккупации, когда она была пятилетним ребенком. Мы просили только театр и зрителей, сами готовы были и транспорт для школьников выделить. Но нам отказали, сославшись на то, что школьники готовятся к экзаменам и им некогда. Вот что ужасно», — сокрушается Е.Ривкина.

Спектакль все- таки прошел 19 апреля на базе Университета культуры и искусств.

«Поле памяти» внесено в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. По факту вандализма на братской могиле жертвам Холокоста возбудили уголовное дело по ч.1 статьи 298 УК Украины — умышленное уничтожение, разрушение либо повреждение памятников истории или культуры. Санкция статьи — штраф до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничение свободы на срок до трех лет.

Как рассказал начальник отдела Рескома по охране культурного наследия Вячеслав Зарубин, по 298 статье УК уголовные дела возбуждались уже не раз: «Были случаи и неоднократно, доходило дело до суда и были обвинительные приговоры – в Ленинском районе грабители археологического могильника попались по этой статье».

Однако речь в данном случае идет не просто о повреждении памятника, а о надругательстве над братской могилой. Эти действия прямо попадают под другую статью УК Украины — 297-ю — надругательство над могилой, другим местом захоронения, над телом (останками, прахом) умершего или над урной с прахом умершего, незаконное завладение предметами, которые находятся на (в) могиле. По этой статье  копателей могут наказать штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом сроком до шести месяцев, лишением свободы на тот же срок. Если же все перечисленные действия повлекли тяжкие последствия, то нарушителю грозит срок от пяти до двенадцати лет. Но, как признает В.Зарубин, с применением статьи 297 УК органы охраны памятников  еще никогда не сталкивались — правоохранители почему-то ее не квалифицируют  по ней разграбление захоронений,  в данном случае — братской могилы.

Как стало известно, сегодня народный депутат Украины Борис Дейс направил в Генеральную прокуратуру Украины обращение о взятии на контроль  расследование уголовного дела по факту вандализма на мемориале жертв Холокоста. Возможно, надеются в Крыму,  после этого уголовное дело переквалифицируют, а розыск преступников усилят.