«Дорогой Крым»: Светлый путь

Сергей Мокрушин, «Центр»
“Центр журналистских расследований” продолжает цикл публикаций “Дорогой Крым”. В нашем обозрении крымского рынка государственных закупок мы пытаемся выяснить, на что тратят в Крыму деньги российских налогоплательщиков. До оккупации Крыма “Центр журналистских расследований” вел постоянный мониторинг госзакупок в Крыму, и уже тогда мы обнаружили, что самые крупные, постоянные и наглые распилы бюджетных денег происходят именно на ремонте и строительстве дорог. По результатам нашего нового исследования делаем вывод: коррупционные традиции в Крыму не только не прекратились, но окрепли. А технологии распила денег вышли на новый, недосягаемый при Украине уровень. 

“Центр журналистских расследований” продолжает цикл публикаций “Дорогой Крым”. В нашем обозрении крымского рынка государственных закупок мы пытаемся выяснить, на что тратят в Крыму деньги российских налогоплательщиков. До оккупации Крыма “Центр журналистских расследований” вел постоянный мониторинг госзакупок в Крыму, и уже тогда мы обнаружили, что самые крупные, постоянные и наглые распилы бюджетных денег происходят именно на ремонте и строительстве дорог. По результатам нашего нового исследования делаем вывод: коррупционные традиции в Крыму не только не прекратились, но окрепли. А технологии распила денег вышли на новый, недосягаемый при Украине уровень. 

susplstvo_zhiteli-simferopolya-pozhalovalis-na-kachestvo-remonta-dorog_861

Вера в качественный ремонт дорог в России, которой некоторые крымчане подкрепляли желание сходить на референдум, только на первый взгляд кажется иррациональной. Крымский опыт показывает, что в светлый путь без ухабов и выбоин поверишь поневоле. Корреспонденты федеральных и провластных крымских СМИ могут сетовать в социальных сетях на состояние дорог в Крыму, но не говорят об этом в эфире. А если и выйдет сюжет о качестве дорожного ремонта, в нем самопровозглашенный глава Крыма обязательно выпорет нерадивых подрядчиков. Вот фрагменты майского сюжета крымского гостелевидения.

Признаться честно, мы не можем вам сказать, сколько денег было потрачено в Крыму на ремонт дорог более чем за год оккупации. Этой информации на сайте госзакупок мы просто не нашли. Например, Крымавтодор за все это время через тендерную процедуру заказал обслуживание освещения на дорогах и нанесение дорожной разметки более, чем на 35 миллионов рублей — 4 тендера на эту сумму объявлены в июне 2015 года, и подрядчик нам тоже пока не известен. Еще один крупный заказчик, так называемое Министерство строительства и архитектуры Крыма, недавно было уличено руководством Федерального дорожного агенства в том, что не смогло документально подтвердить расходование трети миллиарда рублей на ремонт и строительство дорог. Мы тендеров на дороги тоже не нашли, зато есть заказы на поставку офисной бумаги, папок и других канцтоваров.

В украинском Крыму ремонт дорог без тендера моментально стал бы предметом большого скандала, и прокуратура просто отмолчаться бы здесь не смогла. По российскому законодательству заказы на ремонт дорог тоже должны проходить через процедуру тендера. Но похоже, что “прокуратура Крыма” увлеклась политическими преследованиями, потому в упор не заметила, что самоназванный “глава Крыма” уводит госзакупки в тень на обычном совещании со своими заместителями.

Screenshot_1

«Ремонт» дороги в Красногвардейском районе Крыма

Сумма, которую без тендеров потратят в этом году на ремонт дорог в Симферополе, нам известна только по заявлениям чиновников, цифры колеблются от 700 миллионов до миллиарда рублей. Раздел госзакупок на сайте горсовета Симферополя не обновлялся с октября 2014 года. Та же ситуация и в других городах Крыма — в разделах госзакупок публикуются только годовые планы, тендерной документации нет.

Отсутствие контроля, в том числе публичного, за качеством работ в итоге приводит к тому, что самой важной частью закупки становится закрытие актов приема-передачи. Как будет выполнен сам ремонт — уже не так важно. Можно просто укладывать казенный асфальт в лужу, или оставлять его на дороге насыпью — это уже неважно.

Ну а чтобы понять, на каком уровне в Крыму в целом происходит администрирование ремонта дорог, достаточно вспомнить симферопольскую объездную на участке Мирное-Дубки, трагедия на которой год назад унесла шесть жизней. Тогда фирме Юждорстрой обещали уголовную ответственность за обвал переезда до конца гарантийных сроков. Но акционер и руководитель Юждорстроя Игорь Аржанцев по-прежнему депутат Госсовета Крыма от “Единой России”, а его фирмы продолжают осваивать бюджетные деньги. Расследование происшествия, наказание виновных и восстановление дороги крымчанам обещали в кратчайшие сроки, постоянно их затем передвигая. Последним таким сроком было 1 июля.

99378

Однако 1 июля прошло, а работы еще не завершены. Данных о тендере на сайте госзакупок, разумеется, тоже нет.

Но в поисках тендеров на автомобильные дороги мы наткнулись на дороги железные. Государстввенное унитарное предприятие “Крымские железные дороги” в условиях фактической изоляции от материка активно размещает заказы — уже как минимум на миллиард рублей, из которых свыше 400 миллионов — на поставку дизельного топлива.

Но больше всего нас заинтересовал другой заказ — КЖД обьявили конкурс на оценку недвижимости. В приложенном к документации перечне — бывшая недвижимость “Укрзализници” в различных городах Крыма — от части помещения в здании администрации “КЖД” в Симферополе до туалета на станции семь Колодезей в Ленинском районе, всего 53 позиции. Согласно документации, оценка недвижимости проводится для того, чтобы сдать ее в аренду. Там, глядишь, и предприятие перепрофилируется. В арендное. Такой вот светлый путь.

Добавить комментарий

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine