«Белую» археологию держат в черном теле?

Курорты и туризм

Наверное,  нет в Крыму,  да и в Украине в целом,  ни одного серьезного СМИ, которое хотя бы  раз не писало о хронической болезни под названием «черная археология». Доказано, что одной из главных причин ее живучести (кроме крышевания со стороны  правоохранителей и спроса со стороны коллекционеров – это №1),  является наплевательское отношение государства к археологии «белой». Поэтому информированный человек в стране знает: пока археологи (институты, университеты) ждут — не дождутся финансирования из бюджета, которое поспевает где-то ко второй половине  лета, гробокопатели уже снимают урожай, потому как начинают с ранней весны, а в Крыму местами и вовсе – с «февральских окон». Сезон-2012, увы, не стал исключением. Причин две: отсутствие своевременного финансирования экспедиций и странная бюрократическая игра, затеянная в Киеве, но, похоже,  не без участия нашего земляка – экс-главы рескомитета по охране культурного наследия С.Тура.

Два последних года крымские археологи вообще не получали ни копейки из бюджета автономии. Исключение — экспедиция Юрия Зайцева на Неаполе Скифском. Этот памятник в прошлом году, во многом — благодаря лично проявленной премьером Василием Джарты заинтересованности в создании заповедника, оказался в фаворе. Но тоже – ненадолго и всего обещанного историки, крымчане и туристы  так и не получили.

В бюджете Крыма этого года появилась радостная для археологов строчка – 245 тысяч гривен на проведение археологических исследований. Учитывая, что экспедиций – претендентов на эти средства около десятка – то, разделив, получим весьма скромные суммы. А в сравнении с  жирными подрядами на некачественные ремонты и строительство – и вовсе копейки. Однако и эти крохи до сих пор – в закромах рескомитета по охране культурного наследия, тендер не проведен, но несколько экспедиций, в надежде, что вот-вот получат деньги, уже «копают».  За свои.

Анастасия Стоянова

По словам Анастасии Стояновой, археолога и директора историко-археологического фонда ”Наследие тысячелетий”, сегодня  работают  экспедиции на памятниках Нейзац в Белогорском районе, Мангуп (Бахчисарайский район)  и  Ак-Кая в Симферополе. «Все остальные экспедиции, которые должны работать, сидят в ожидании каких-то действий в плане финансирования. А те экспедиции, которые планируются на август или сентябрь, например, Опушки или Левадки, не могут определиться: выезжаем или не выезжаем, потому что непонятна ситуация с финансированием», — говорит А.Стоянова.

Директор историко-археологического заповедника «Неаполь Скифский» Юрий Зайцев сообщил  «Центру», что экспедиции на памятнике Ак-Кая, которую он также возглавляет,  была обещана  львиная доля финансирования раскопок 2012 года.

«Точную цифру я назвать пока не могу, но выделено порядка 150 тысяч гривен на раскопки крепости Ак-Кая под открытие археологического парка. Мы уже здесь маленьким составом работаем. Денег фактически еще нет, но на бумаге они есть, получается», — рассказывает Ю.Зайцев.

Мангуп

У известного крымского историка Александра Герцена в этом году в добавок к денежной – еще одна проблема. Он так же,  как  и остальные руководители экспедиций,  получил в институте археологии открытый лист на исследования на своем  традиционном  объекте –на Мангупе, однако по непонятной причине не смог добиться разрешения от Минкультуры, а те, в свою очередь, ссылаются на отсутствие неких «лимитов», которые должно выдать министерство экологии и природных ресурсов Украины.  По словам Александра Герцена, ему пояснили, что по поводу выдачи этих лимитов чиновники в Киеве соберутся только 15 сентября. Неслабая история, правда? И кто-то даже поверит, а потому не удивится, что видный ученый не может ни до кого дозвониться, в том числе – и до бывшего крымского главы рескомитета по охране культурного наследия Сергея Тура, занимающего пост в Департаменте по охране культурного наследия Минкультуры Украины. И это притом, что совсем недавно Герцен довольно эмоционально озвучил данную проблему на совещании «Сохранение культурного наследия в АРК», которое проходило в Совмине с участием министра культуры Украины Михаила Кулиняка, о чем писали крымские СМИ. Значит, делаем вывод, исследователя Мангупа просто не хотят слышать. Может, он двойки Туру в его бытность студентом истфака ТНУ ставил, а тот обиделся? С другой стороны В.Науменко, директор Бахчисарайского заповедника,  в составе которого находится Мангуп, был очень хлолшим учеником Герцена, но ничем учителю в этой ситуации не помог, хотя должен был бы.

Александр Герцен

Шутки — шутками, но экспедиция Герцена  – уже в поле, ведет подготовительные работы. И планы на этот сезон на Мангупе, рассказывает ученый, были большие. «Во-первых, противоаварийные работы на кенасе. Крымские реставраторы разработали такой проект и мы готовим эти работы, — говорит А.Герцен. — Во-вторых, расчистка лицевой стороны цитадели, и в третьих, охранные раскопки на могильнике». Последнее, нужно понимать,  кроме исследований  играет еще и роль, как говорят, «присутствия флага»: если юудут работать археологи  — грабители туда не сунутся.

Археологи, недоумевают, почему предусмотренные бюджетом средства  лежат мертвым грузом, а тендер не объявляют. В результате может быть  повторение печального опыта, когда   деньги а придут уже после того, как археологи  завершат работу и  им придется «закрывать» их задним числом, тем самым становясь нарушителями бюджетного законодательства.  Так уже было: экспедиция работала до того, как были подписаны договоры, осенью поступали деньги, а затем приходила проверка,   и археологам приходилось их возвращать.

«Нас обязали вернуть сумму в размере почти 37 тысяч гривен, полученную в 2009 году,  которые якобы не были закрыты документами, потому что эти документы были датированы сроком ранее, чем был подписан договор между фондом и комитетом, — рассказывает Анастасия Стоянова, — Получается, что согласно бюджетному законодательству, мы не имели права так делать. Мы должны были либо дождаться, а потом осенью копать, либо вообще не копать. В итоге мы вернули эти деньги. при том, что мы из бюджета не получили за 2010-2011 год ни копейки на раскопки. Мы вернули их из своих денег, которые мы достали из других источников на свои проекты исследовательские, научные. Это хорошо, что к нас они были. А насколько мне известно,  институт археологии до сих пор судится с рескомом, потому что их тоже там «накрыли»  на 18 тысяч за это же, за 2009 год».

Лариса Опанасюк

Лариса Опанасюк, председатель республиканского комитета по охране культурного наследия с которой мы беседовали по телефону на прошлой неделе, заверила, что уже на этой деньги будут распределены окончательно. По ее словам, объявление о тендере на закупку услуг по археологическим исследованиям было опубликовано, хотя мы, честно говоря, так и не смогли его обнаружить в «Вестнике госзакупок». Как потом оказалось, глава конкурсной комиссии ушла в отпуск, так и не разместив объявление в «Вестнике». По сути, процедура госзакупки была запушена только в понедельник.

Лариса Николаевна, что вы можете ответить людям, которые говорят, что археологический сезон этого года находится под угрозой, не смотря на то, что в этом году, в отличие от прошлого,  деньги в бюджете на археологические исследования выделили?

Во-первых, деньги выделили далеко не для всех. Может быть, первый раз выделено 245 тысяч на археологические раскопки, чего, конечно, явно недостаточно для работы тех экспедиций, которые на сегодняшний день уже имеют право работать на территории Крыма на археологических памятниках. Но в республиканском комитете мы собрались на заседание коллегии, потом научно-методического совета, обсудили эти вопросы. И решили, что разделим поступившую сумму на все объекты археологии, которые требуют первоочередного исследования и проведения раскопок. Нам поступили заявки от ряда археологов, которые имеют открытые листы и разрешения на раскопки,  в том числе на этих объектах, о которых мы говорили. Теперь нам нужно обсудить эти заявки тоже коллегиально в республиканском комитете. Мы проведем процедуру закупки этих услуг у одного исполнителя по каждому объекту, как распределено, и на этой неделе будет информация о том, кто получает хоть какую-то поддержку в этом году на проведение раскопок.

Можно уточнить, какие объекты были определены рескомитетом в этом году для  финансирования экспедиций?

Ак-Кая

Прежде всего,  это объект самый большой, наверное,  – Ак-Кая. У нас создается филиал Неаполя Скифского – археологический заповедник Ак-Кая. Там очень много археологических памятников, которые требуют срочного заповедания,  чтобы обеспечить их сохранность. Кроме того,  мы предусмотрели, небольшую, правда, сумму  на городище Калос-Лимен в Черноморском районе. Это,  опять же, с перспективой того, что в том регионе у нас планируется создание мощного, большого археологического заповедника в рамках развития Западного Крыма, куда будет входить в том числе и это городище. Кроме того, два объекта у нас предусмотрены под Керчью, потому что мы получили информацию о том, что там идут активные оползневые процессы и  этот памятник может в ближайшее время просто сползти под воду.

Нейзац

Далее, могильник  Нейзац в Белогорском районе, городище Опушки в Симферопольском, которое  подвергается активным разграблениям, а также Мангуп, где тоже достаточно много грабежей. Но,  кроме того,  это территория Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Вы знаете, что часть его сейчас номинируется на включение в список ЮНЕСКО и  в перспективе планируется и эти объекты подавать на включения в список. И, наконец, мы также определили для финансирования могильник Левадки, где тоже, к сожалению,  идут активные разграбления.

То есть, окончательное решение о распределении бюджетных средств для финансирования экспедиций на этих памятниках будет принято рескомитетом на этой неделе?

Да. Нужно, чтобы археологи, которые имеют разрешения и открытые листы на объекты, которые были определены для финансирования в этом году, представили все необходимые документы для того, чтобы можно было с ними заключить договор…

Необходимые документы – это открытый лист института археологии и разрешение  минкультуры Украины?

Разрешение, лист, смета… Те, кто к нам обращались, они все знают, какой это перечень документов. Потому что мы всегда открыты для предоставления информации. И в любой момент мне могут позвонить и выяснить все вопросы, которые их интересуют.

Р.S. Когда материал был готов к опубликованию, стало известно, что экспедиция Александра  Герцена на Мангупе, ввиду отсутствия того самого разрешения Минкультуры и «лимитов» Минэкологии Украины, финансирование из бюджета в этом году  не получит.

Кому от этого торжества бюрократического маразма будет легче – вопрос не риторический. Конечно же, грабителям могильников и тем держателям коллекций, которые это награбленное у нас с вами скупают. Кроме того, есть версия, что блокирование работы А.Герцена на Мангупе имеет целью создание жесткой подчиненности именно киевским чиновникам Минкультуры, а точнее, тому же С.Туру сотоварищи, якобы имеющим какие-то виды на этот   памятник.