Керченский мост угрожает проходу судов Panamax в Мариуполь и поставкам чугуна в США — эксперты

Строительство Россией Керченского моста ограничивает свободу мореплавания в Черном и Азовском морях, ставит под угрозу проход судов типа Panamax в порт Мариуполь и поставки 1 млн. тонн чугуна в США из Украины. Киев должен выработать комплекс ответных мер на угрозы, которые несет нарушение РФ международного морского права при строительстве, которое ведется в Керченском проливе.

Железнодорожная арка Керченского моста после установки 29 августа 2017 г. Фото: most.life

Об этом говорится в заявлении Центра исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР), опубликованном на его сайте, сообщает Центр журналистских расследований.

Как отмечается в документе, вопреки заверениям политического руководства РФ, строительство этого объекта влечет ограничение свободы мореплавания в Черном и Азовском морях, ощутимое снижение товарооборота и убытки украинских азовских портов в Мариуполе и Бердянске, а также новые социально-экономические риски стагнации украинского Приазовья.

По оценкам экспертов, установленные Россией ограничения по надводным габаритам судов, которые будут следовать Керченским проливом после установки железнодорожной арки, в переделах 33 м, сделают невозможным прохождение проливом судов типа Panamax, что повлечет потерю до 30% перевалки Мариупольского морского торгового порта. «Например, под угрозой оказываются поставки около 1 млн тонн чугуна в год по контрактам с американскими заказчиками», — говорится в заявлении.

Вместе с тем, отмечают в ЦИАКР, повлекло убытки и введенное РФ одностороннее перекрытие пролива в связи с работами по установке железнодорожной арки. «Следует отметить, что одни сутки простоя судна в ожидании открытия пролива оцениваются в $20 тыс. Учитывая ежедневный трафик судов через пролив на уровне 70-90 судов в сутки, нетрудно подсчитать убытки, которые прямо влияют на фрахт и экономическую привлекательность региона в целом», — отмечают эксперты.

По оценкам ЦИАКР, данные действия Москвы носят исключительно военно-политическую окраску, формируют новое поле социально-экономических рисков стагнации украинского Приазовья, прежде всего, ключевого для украинской металлургии Мариуполя, повышают угрозы в контексте сухопутного коридора в оккупированный Крым.

В связи с новыми угрозами ЦИАКР предлагает власти Украины принять первоочередные ответные меры, которые включают детальное информирование о ситуации с Керченским проливом послов западных государств; вынесение этого вопроса на рассмотрение СНБО для выработки дорожной карты адекватных действий, и обеспечение ее выполнения.

Кроме того, эксперты считают целесообразным «активизировать работу в правовом поле, апеллируя к международным институтам по вопросам нарушения Россией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года».

Напомним, 14 сентября 2016 года Украина инициировала в международном трибунале ООН по морскому праву арбитражное производство против России для защиты своих прав как прибрежного государства в прилегающих к оккупированному Крыму зонах Черного и Азовского морей и Керченском проливе.

В мае 2017 года прокуратура АРК открыла уголовное производство по факту нарушения правил экологической безопасности в Азовском и Черном морях из-за строительства РФ моста в Керченском проливе.

Украина готовит иск к России, которая ввела ограничения по судоходству через Керчь-Еникальский канал в связи со строительством моста через Керченский пролив, что приводит к убыткам украинских портов Мариуполь и Бердянск на Азовском море.

МИД Украины заявил, что РФ нарушает международное право, запрещая в одностороннем порядке судоходство через Керченский пролив в связи с незаконным строительством моста.

Заместитель прокурора АРК Александр Даракчи сообщил, что проводится инженерно-экологическая экспертиза в рамках расследования уголовного производства по факту нарушения правил экобезопасности из-за строительства РФ моста в Керченском проливе. Ее выводы ожидаются в начале октября 2017 года.

В министерстве по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины указали, что установленные РФ из-за строительства арки Керченского моста ограничения для прохождения судов в украинские порты в Азовском море, противоречат Конвенции ООН по морскому праву.

27 августа Россия перекрыла для судоходства Керченский пролив из-за транспортировки и монтажа железнодорожной арки Керченского моста. Запрет действовал до 29 августа.

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine