Правозащитники указали на главные проблемы при пересечении линии разграничения на Донбассе

Новости
КПВВ «Гнутово», Донецкая область Фото: dpsu.gov.ua

Правозащитники указали на главные проблемы, с которыми сталкиваются граждане на КПВВ после введения Кабмином нового Порядка пересечения линии разграничения в Донбассе. Среди них, в частности, отказ в пересечении линии разграничения детям старше 14 лет, которые еще не получили паспорт гражданина Украины, а также отсутствие на КПВВ нормальных условий для граждан, которые вынуждены подолгу ожидать в очередях.

Об этом говорится в мониторинговом отчете «Пересечение линии разграничения через КПВВ» за ноябрь 2019 года, информацию для которого собрал Благотворительный фонд «Право на защиту» на пяти контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ).

«Постановление КМУ №815 вступило в силу 28 ноября. Изменения, внесенные в него, частично упростили процедуру пересечения (в частности, для детей до 14 лет). В то же время, некоторые изменения в постановлении существенно усложнили ее для детей старше 14 лет, которые еще не получили паспорт гражданина Украины. Когда постановление вступило в силу, лицам с такими детьми начали отказывать в пересечении линии разграничения», — указывают правозащитники.

Также в отчете говорится о проблемах с работой КПВВ, которые были зафиксированы во время мониторинга, в частности, состояние модулей на КПВВ «Марьинка» ухудшается: большинство обогревателей не работает; почти все деревянные скамьи сломаны.

«Перебои электроснабжения на КПВВ «Марьинка» и «Майорское» препятствовали проведению процедур контроля. Из-за этого люди были вынуждены подолгу ожидать в очередях, что приводило к скоплению в модулях и удушью, которое ухудшало самочувствие пожилых людей. Из-за продолжительных перебоев на КПВВ «Майорское» не работало отопление в модулях и палатках ГСЧС», — говорится в отчете БФ «Право на защиту».

В то же время правозащитники указали на увеличение количества жалоб граждан на длинные очереди (на 20% в среднем) со стороны неподконтрольной правительству Украины территории на КПВВ «Гнутово», «Новотроицкое» и «Майорское». «Впрочем, причины роста остаются неизвестными из-за нехватки информации с неподконтрольной правительству Украины территории», — отмечают правозащитники.

В основу отчета положены данные, собранные в течение 40 визитов на пять КПВВ, расположенных в Донецкой («Майорское», «Марьинка», «Гнутово» и «Новотроицкое») и Луганской («Станица Луганская») областях. Отчет содержит информацию, собранную БФ «Право на защиту» в рамках опроса, который регулярно проводится с июня 2017 года.

Опрос является частью мониторинга нарушения прав населения, пострадавшего от конфликта, и проводится в рамках проекта «Адвокация, защита и правовая помощь внутренне перемещенным лицам Украины», который реализуется БФ «Право на защиту» при поддержке Агентства ООН по делам беженцев (UNHCR). Такой опрос имеет целью выяснить причины, условия и риски, которые сопровождают пересечение линии соприкосновения через КПВВ.

Напомним:

  • Правительство Украины упростило Порядок пересечения и перевозки товаров через линию разграничения для граждан, проживающих на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей.
  • 28 ноября вступил в силу новый Порядок въезда лиц и перемещение товаров на временно оккупированных территориях (ВОТ) в Донецкой и Луганской областях и выезда лиц и перемещение товаров из этих территорий.
  • Правозащитники указывают, что жители оккупированных территорий Донбасса не были своевременно проинформированы о новом Порядке пересечения линии разграничения, что привело к инцидентам на контрольных пунктах въезда-выезда, где, в частности, не пропускали детей из-за отсутствия необходимых документов.
  • В новом Порядке пересечения линии разграничения на Донбассе есть ряд негативных и сомнительных моментов. В частности, граждан проверяют по не связанным между собой базам пограничников и СБУ, хотя в них внесена идентичная информация. Это увеличивает время на проверку на контрольных пунктах въезда-выезда.
  • По новым правилам перемещения товаров через КПВВ был исключен способ перевозки ручной кладью.