Проект об ответственности за нарушение санкций основан на ложной логике и не учитывает практику западных партнеров — Каздобина

Законопроект 4002 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления ответственности за нарушение требований санкционного режима, действующего в защиту национальной безопасности и территориальной целостности Украины», который уже рекомендован Комитетом ВРУ к рассмотрению, основан на ложной логике применения санкций, не учитывает практику ЕС и США и требует доработки вместе с изменениями в закон «О санкциях».

:ru] Юлия Каздобина, председатель Украинского фонда студий Юлія Каздобіна, голова Української фундації безпекових студій Фото: investigator.org.ua

Об этом Юлия Каздобина, председатель Украинского фонда безопасных студий, указывает в своем исследовании «Санкции — инструмент экономический. Нарушитель платит больше», проведенного в рамках спецпроекта Центра журналистских расследований «Как работают крымские санкции».

Эксперт напоминает, что Закон Украины «О санкциях» был разработан и принят поспешно в августе 2014 года, и в его адрес звучит много критики.

«Цель применения санкций, определенная законом, не соответствует международной практике. Обычно санкции применяют не с целью защиты национальных интересов, как определяет украинский закон о санкциях, а с целью давления на другую страну. Не все процедуры введения и снятия санкций отвечают украинской Конституции, а некоторые процедуры оставляют широкое поле для коррупции. Из-за полного отсутствия ответственности за нарушение санкционных ограничений правоохранительные органы не могут должным образом расследовать и привлекать к ответственности нарушителей санкционного режима», — пишет Юлия Каздобина.

В западных странах нарушители санкционного законодательства несут довольно строгую административную или уголовную ответственность, отмечает эксперт и приводит подробный обзор норм законодательства США, Великобритании и стран ЕС. Однако авторы проекта закона №4002 следуют ошибочной логике применения санкций, заложенном в украинском законе, и не учитывают практику западных партнеров.

Проектом 4002 предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей 209-2 «Умышленное нарушение требований законодательства о применении специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)». Наказание за такие действия может достигать лишения свободы «на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества». При этом уголовная ответственность вводится не за нарушение конкретного запрета или ограничения, установленных санкционным режимом, а в случае совершения умышленных действий, которые «причинили существенный вред охраняемым законом правам, свободам или интересам граждан, государственным или общественным интересам или интересам юридических лиц».

«Дела о нарушении санкционного режима предлагают сделать подследственными Службе безопасности Украины. Такая идея кажется неуместной, ведь в процессе реформы СБУ предлагается лишить ее следственных функций вообще, потому что их наличие является не характерной для современной европейской службы, которая должна, в первую очередь, быть аналитической. И во-вторых, СБУ должна заниматься контрразведывательной деятельностью, к которой нарушение санкционного режима явно не относится», — считает експертка.

Юлия Каздобина обращает внимание, что введение санкций оказывает негативное влияние на бизнес, поэтому он имеет мотивацию нарушать или обходить санкционные ограничения. Именно поэтому государства, которые вводят санкции, обязывают своих юридических и физических лиц соблюдать определенные процедуры, и вводят наказание в случае его несоблюдения.

«В предложенном украинским законодателем проекте это звено отсутствует, поэтому непонятно, кого именно законодатель хочет наказывать за нарушения. Вместе с тем, можно предположить, что есть намерение наказывать иностранных физических и юридических лиц, нарушающих санкции на территории временно оккупированного Крыма и Донбасса. В то же время известно, что закон Украины о «СЭЗ Крым» фактически позволяет то, что запрещают западные санкции — инвестировать, покупать активы, торговать товарами, производимыми на полуострове. Получается, что наказание за нарушение этих запретов и ограничений будут касаться только иностранцев», — говорится в исследовании.

В любом случае, считает Юлия Каздобина, законопроект 4002, как и общий подход украинского государства к ведению санкционной политики, требует переосмысления и системной доработки.

Читайте и смотрите также расследование ЦЖР и экспертов проекта «Как работают крымские санкции», который подготовлен в партнерстве с Центром прав человека ZMINA:

«Схемы обхода крымских санкций»

Как работают «крымские санкции». Финансовый сектор.

«Воз без коня. Украинский санкционные политика»

Напомним:

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine