Санкции должны создать для РФ такую «кислотную среду», чтобы Крым стал для нее непомерно дорогим удовольствием — Смелянский

Новости
Юрий Смелянский Фото: investigator.org.ua

Основная задача применения санкций как инструмента ведения экономической войны против государства-агрессора — сделать территорию Крымского полуострова для РФ столь дорогим «удовольствием», чтобы она от нее как можно быстрее отказалась. В таком контексте возникает задача расширения и усиления влияния санкций Украина, ЕС, США и других стран, включая вопросы дальнейшего функционирования крымских портов.

Об этом пишет экономический эксперт Юрий Смелянский в исследовании расследовании Как работают «крымские санкции». Порты Крыма.

Первую скрипку, как считает исследователь, в этом процессе должна играть Украина, которая до сих пор последовательно не занималась формированием законодательных условий и применением дополнительных ограничительных инструментов (санкций) для создания более активной «кислотной среды» по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью крымских портов.

Юрий Смелянский называет первоочередные задачи для перезагрузки санкционной политики Украины:

  1. отмена закона о СЭЗ «Крым», который позволяет деятельность в Крыму украинскому бизнесу, чем подрывается действие западных санкций;
  2. изменение характера санкции законодательства, с четкой формулировкой ограничений, за нарушение которых должна быть предусмотрена ответственность;
  3. применения санкций к физическим и юридическим лицам должно включать перечень заблокированных активов, которыми они обладают;
  4. введение уголовной и административной ответственности за нарушение санкций (ограничений) — от штрафов, конфискации судов к лишению свободы.

«Причем, в УКУ должен быть предусмотрен именно формальный состав этого преступления, то есть, не требующий доказательств причинения вреда или умысла, как это предполагает законопроект 4002; ввести ответственность за схемы обхода санкций. В первую очередь — за отключение АИС, которое практикуется для сокрытия заходов судов в крымские порты и нарушает безопасность судоходства, и использование компаний-прокладок», — отмечает Смелянский.

Эксперт напомнил, что международные акты, устанавливающие обязательность наличия на судне прибора АИС, пока не предусматривают ответственности за неработающее оборудование, но с момента оккупации территории Крыма РФ и преобразования Азовского и Черного морей во внутренние моря РФ это стало критически необходимым. Также Смелянский считает своевременным распространение санкций на контрагентов незаконно созданных на базе украинских портов юрлиц.

«В первую очередь санкции нужно применить к портам РФ и других стран, а также на всю цепочку задействованных в незаконных поставках грузов людей. То есть санкции должны быть введены в отношении портов, в которые доставляются грузы и пассажиры из крымских портов, или наоборот, из них идут поставки в крымские порты. К примеру. Из московского Южного речного грузового порта осуществляется отгрузка и доставка груза в Керченский МТП. Под санкции попадают: порт отгрузки, владелец судна, компания оператор; компания — владелец груза», — предлагает Юрий Смелянский.

Исследование проведено в рамках спецпроекта  Центра журналистских расследований  «Как работают «крымские санкции» в партнерстве с Центром прав человека ZMINA.

Напомним:

  • В июле 2014 году Украина официально закрыла порты Крыма для международного судоходства. В соответствии с приказом Министерства инфраструктуры от 16.06.2014 г. «О закрытии морских портов» были закрыты морские порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория, а все документы, выданные капитанами морских портов с 15 июля 2014 года, являются незаконными.
  • Порты Крыма и Севастополя внесены в санкционные списки ЕС и США. Для обхода санкций используется схема внепортовой — рейдовой перевалки грузов в Керченском проливе или нейтральных водах с последующей транспортировкой в закрытые порты Крыма.
  • По данным Мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований», Фонда «Майдан иностранных дел» и портала BlackSeaNews, начиная с 2017 года уже 50 судов-нарушителей лишены регистрации флага за заходы в закрытые Украиной порты оккупированного Крыма по требованию постоянного представительства Украины при Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO), которое использует информацию о нарушителях, зафиксированную украинскими специалистами-волонтерами.