Украина стала одним из эпицентров организованного манипулирования в Facebook

Новости
Фото: AFP

Украина является одним из лидеров в мире по количеству операций информационного влияния в соцсети Facebook, которые организуются с ее территории. В отчете Facebook «Ситуация с операциями влияния в 2017-2020 годах» Украина занимает главенствующую позицию в этом рейтинге и входит в первую пятерку стран происхождения таких кампаний.

Об этом сообщает Duetsche Welle со ссылкой на отчет соцсети.

Нынешний отчет Facebook охватывает период последних четырех лет. Всего за это время компания обнаружила более 150 операций воздействия (influence operations, IO) в более полсотни стран мира.

Поэтому, по данным Facebook, за последние четыре года Украина оказалась на пятом месте по количеству сетей, которые осуществляли с территории страны такие скоординированные недостоверные действия, то есть, говоря другими словами, манипулировали мнением простых пользователей соцсетей и дезинформировали их. Всего было выявлено восемь таких сетей в Украине. Больше Facebook их обнаружил только в России (27), Иране (23), Мьянме (9) и США (9).

Если же, например, сравнить характер таких сетей в России и Украине, то сразу бросается в глаза различие в нем. Ведь в РФ источником большинства таких сетей была так называемая «ольгинская фабрика троллей» («Агентство интернет-исследований»), которую связывают с близким к президенту РФ Владимиру Путину бизнесменом Евгением Пригожиным, а также российские спецслужбы. Зато в Украине организаторами сетей чаще всего становились PR и рекламные агентства или политические партии.

Но еще более высокие позиции в отчете Facebook Украина заняла в списке стран, которые чаще всего становятся мишенью таких информационных атак. Так, из-за границы Украину атаковали в рамках 11 операций воздействия — по этому показателю Украина делит второе место с Великобританией, на которую специалисты интернет-гиганта насчитали аналогичное количество атак из-за рубежа.

Больше раз объектом операций влияния становились только США — 26. В лидерах Украина оказалась и среди стран, которые атаковали организованы сети с территории самой Украины — в шести случаях. Это — третья ступень в мире, которую Украина делит с Бразилией. Чаще деятельность таких сетей направлены на аудиторию своих стран только в Мьянме (9) и США (8).

В конце отчета Facebook содержится ссылка на отдельный файл, в котором, в частности, есть информация о том, с территории каких стран и на какие страны происходят организованные информационные кампании для искажения общественного дискурса в соцсетях. Если проанализировать данные, касающиеся атак из-за рубежа против Украины, то ничего нового: все 10 кампаний против Украины из-за границы были организованы из России, и еще одна — с территории Луганска, который контролируется пророссийскими сепаратистами.

В свою очередь кампании, организованные с территории Украины, фокусируются исключительно на внутренней аудитории — ни одна из них не имела целью воздействовать на пользователей других стран, включая Россию.

В своем отчете Facebook напомнил, что для борьбы против таких кампаний он также разработал соответствующие правила и автоматизированные инструменты для их обнаружения. Это, по мнению соцсети, позволило достичь прогресса и снизило эффективность операций влияния — особенно благодаря тому, что больше подобных кампаний стали проявлять на ранних этапах их деятельности, когда они еще не построили широкую аудиторию.

Как сообщалось, Facebook удалил в декабре 2020 года десятки профилей, связанных с партией «Европейская солидарность», которую возглавляет пятый президент Украины Петр Порошенко, а также близкими к нему общественными организациями «Справа громад» и «Антикоррупционный блокпост».

В апреле 2021 года Facebook за «скоординированные неаутентичные действия» удалил несколько сотен учетных записей, связанных с партией «Слуга народа» и другими украинскими политиками, в частности, нардепом Андреем Деркачем, который находится под санкциями США.

Напомним:

  • Центр журналистских расследований в материале «Facebook — серая зона политической рекламы» писал, что социальные сети стали мощным средством политической агитации. В 2019 году это показали президентские выборы и подтвердили парламентские. В течение последнего месяца перед выборами Верховной Рады количество политической рекламы в соцсети Facebook неуклонно росло, накануне выборов достигнув трех тысяч сообщений в день. Украинские политики и партии тратили на предвыборную рекламу и агитацию в социальных сетях сотни тысяч долларов. Однако в отчетах кандидатов они не указывались.
  • Facebook в своем отчете за октябрь 2020 года проинформировал, что удалил более 90 аккаунтов и страниц ботов, которые поддерживали Юлию Тимошенко и партию ВО «Батькивщина» и критиковали их политических оппонентов.