Поясняют правозащитники: Кабмин упростил процедуру оформления паспорта Украины переселенцами и жителями ОРДЛО и Крыма

Кабмин Украины упростил процедуру оформления паспорта гражданина Украины, в том числе переселенцами и лицами, проживающими на временно оккупированных территориях Донбасса и Крыма. Внесение соответствующих изменений в порядок оформления украинского паспорта предусмотрено постановлением КМУ №1109 от 01.09.2021, которое вступило в силу 2 ноября 2021 года.

Фото: dmsu.gov.ua

Об этом сообщает чат-бот «Юридический советник для ВПЛ», разработанный специалистами Благотворительного фонда «Право на защиту».

В частности, принятые изменения предполагают, что:

Теперь оформить паспорт в виде ID-карты можно в любом отделении ГМС Украины, центре предоставления административных услуг и паспортном сервисе независимо от места жительства и введения карантина. Предоставлять при этом справку о взятии на учет ВПЛ уже не нужно: она изъята из перечня необходимых документов.

При оформлении ID-карты вместо документа о присвоении регистрационного номера учетной карты налогоплательщика (по-украински сокращенно – РНОКПП или, проще говоря, идентификационного номера) можно предоставить данные о РНОКПП, которые внесены в паспорт или свидетельство о рождении, в том числе в электронной форме. Несовершеннолетние лица (в возрасте от 14 до 18 лет), которые оформляют паспорт впервые и еще не имеют РНОКПП, смогут получить такой номер сразу с ID-картой, не обращаясь при этом в налоговый орган.

В случае оформления паспорта впервые после достижения 18 лет вместо свидетельства о рождении можно предоставить выписку из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о государственной регистрации рождения. Кроме того, можно письменно настаивать на написании фамилии и имени латинскими буквами в соответствии с ранее изданными документами, удостоверяющими личность или факт рождения, в т.ч. документов ребенка, родителей, супругов заявителя.

Вместе с тем можно рассчитывать на упрощенную процедуру установления личности. Следовательно, при отсутствии документов с фотографией/отцифрованным образом лица человека, полученных из государственных, единых реестров, других информационных баз идентификацию проводят путем опроса свидетелей, которые указываются в письменном заявлении лица, оформляющего паспорт.

  • При этом для подтверждения личности заявителя достаточно одного дееспособного члена его семьи или родственника (это могут быть также бывшая супруга/супруг) ИЛИ двух соседей по месту регистрации, достигших 14-летнего возраста и имеющих документы, удостоверяющие личность, подлежащие обязательному предъявлению.
    Обращаем внимание, что для подтверждения семейных (родственных) отношений необходимо предоставить свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении, решение суда и другие документы. При отсутствии соответствующих документов сведения о родстве могут проверяться по данным государственных и единых реестров, других информационных баз.
    Для подтверждения зарегистрированного места жительства соседям лица необходимо предоставить выданную в установленном порядке справку о регистрации места жительства или паспорт гражданина Украины в виде «книжечки», в котором указана «прописка».

Также в постановлении КМУ появилось описание случаев, когда паспорт считается непригодным для дальнейшего использования и подлежит обмену. Так, обменять паспортный документ необходимо в случае, если паспорт/фотокарточка имеет:

— повреждения (и/или отсутствует его/ее часть), не позволяющие визуально идентифицировать лицо, прочитать фамилию, собственное имя, отчество, дату и место рождения, кем выдан паспорт, подпись должностного лица и дату выдачи;
— повреждения перфорированной серии и номера, не позволяющие установить реквизиты паспорта;
— исправления, в частности внесение изменений в персональные данные лица/наименований органа/штампа/печати;
— повреждения, блокирующие возможность считывания, а также внесение изменений в информацию бесконтактного электронного носителя.

Кроме того, предусмотрено, что изготовленные паспорта будут храниться не год, как раньше, а в течение двух лет со дня оформления. При этом соответствующий срок хранения может быть продлен по письменному обращению заявителя до трех лет.

Отдельные изменения относятся также к процедуре оформления ID-карты в случаях, когда лицо постоянно проживало за границей и возвращается в Украину; уехало на постоянное проживание за границу; находится под стражей или длительном лечении в учреждениях закрытого типа.

Как сообщалось, 22 сентября 2021 года Кабмин Украины принял постановление, которым разрешил удаленную идентификацию для получателей пенсий и соцвыплат, в частности, жителей оккупированных территорий.

Правозащитники пояснили, что удаленную идентификацию смогут пройти не все пенсионеры из числа внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) и жителей неподконтрольных территорий Украины, а только те из них, которые имеют паспорт в виде ID-карты или биометрический загранпаспорт.

Напомним:

  • Правозащитники подготовили информационную листовку для жителей Донбасса и переселенцев, как оформить биометрические документы, удостоверяющие личность, в частности ID-карту и заграничный паспорт.
  • Правозащитники пояснили, как и с помощью какого документа можно подтвердить информацию о регистрации места проживания, если человек имеет на руках паспорт Украины виде ID-карты. В паспортах-книжечках данные о регистрации («прописке») можно сразу найти и увидеть своими глазами на специально отведенных для этого страницах, тогда как на ID-карте эти сведения содержатся на чипе и считать их без помощи технических устройств не получится.
  • Юрист пояснил, с какими сложностями могут столкнуться жители отдельных районов Донецкой и Луганской областей при замене паспорта гражданина Украины образца 1994 года в виде книжечки на ID-карту.
Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine