Борис Петруньок
Буквально, «топить украинских детей» призвал в одном из эфиров, теперь уже бывший директор русскоязычного Russia Today Антон Красовский. Такое заявление оказалось картинно неприемлемым для его коллег по цеху, которые еще вчера ратовали за уничтожение украинских городов. Теперь же, вдруг, решили поиграть в гуманистов, демонстративно отрекаясь от Красовского. Но дело в том, что он не предложил ничего принципиально нового. Ничего из того, чего российские войска и оккупационные администрации на занятой территории не делали бы и так. Разве, может, в не столь буквальных и вызывающих формах.
Москва после захвата чужих территорий обычно объявляет об их «интеграции». Речь идет прежде всего о логистике и коммуникациях, как в случае с Крымом, внедрении рубля и прочее. Однако невероятное значение также имеет насильственное конструирование социальной реальности. Здесь и сейчас, из пробирки. Сначала пропаганда создает насквозь лживые фантомы реальности о «народе Донбасса» или «украинском нацизме». А потому российские менеджеры от власти пытаются наполнить эти образы содержанием, находя нравственных инвалидов в качестве «голов республик», «министров» или «учителей», которые будут калечить мозги следующего поколения.
В последнее время появляется все больше рефлексий, посвященных гуманитарной составляющей российской агрессии. Конечно, можно говорить о вопиющем несоответствии кремлевских представлений действительности. Пропагандистские идеологемы об Украине запрограммировали любые российские «публичные прения» о перспективах войны. Российская пропаганда отравила своих собственных родителей.
То, что у россиян специфическое понимание феномена волонтерства в гуманитарной сфере, для нас не новость. С 2014 года мы помним колонны белых КамАЗов с триколорами, за «гуманитарными рейсами» которых удивительно следовали обострения на линии фронта. «Гуманитарная помощь» окровавленному Донбассу, страдавшему от обстрелов фантомных нацистов, продолжалась все эти восемь лет. В какой-то момент гуманитарка перестала интересовать подмосковного обывателя, поэтому в российских телевизорах о ней говорили обыденно, без спасительного пафоса. После открытого вторжения армии рф в Украину в феврале 2022 года вдохновенные российские «волонтеры» снова начали лезть на захваченные украинские территории. Перечислить всех этих «благотворителей» достаточно сложно, однако описания типичного представителя вида будет достаточно для базового понимания всего русского «волонтерства».
Российская вооруженная агрессия против Украины, начиная с оккупации Крыма в 2014 году, сопровождалась гуманитарной агрессией. Вслед за армией на захваченные Россией территории Крыма и Донбасса приходили русское телевидение, русская церковь, русские школьные учебники и «военно-патриотическое воспитание». Великая война, начатая РФ после 24 февраля 2022 года, не стала исключением.
Российскую оккупацию Крымского полуострова, как правило, воспринимают через призму незаконного завладения территорией или ресурсами, произвольного навязывания местным общинам российской действительности и правил жизни, особенно там, где это прямо нарушает требования международного права. Но Москва – слишком коварный и хитрый враг, который, по возможности, что угодно превращает в оружие. «Гуманитарная политика», при репрессивном подавлении любых различий в образовательной, культурной или религиозной сфере, переходит свои природные границы и превращается в пропагандистский инструмент. Джазовые фестивали, научные конференции, художественные выставки становятся срежиссированными постановками, призванными тихо формировать представление о «нормальности» жизни в оккупации, пряча в тень причиненное зло. Тем хуже, когда к подобному приобщаются компании с мировым именем, которые подвешивают политику непризнания аннексии Крыма Россией.
Желание российских олигархов иметь в Крыму виноградники и производить вина с собственными торговыми марками начали реализовываться еще до оккупации Крыма Россией. Первопроходцем был владелец «Лукойла» Вагит Алекперов — связанные с ним украинские компании арендовали земли государственного предприятия «Гурзуф». Вторым был Андрей Костин, глава «Внешэкономбанка», который облюбовал под виноградники земли в Бахчисарайском районе.
После оккупации Крыма для российских олигархов и чиновников стала возможной и копеечная покупка аграрных земель, и экспроприированных виноградарских и винодельческих хозяйств. И теперь здесь почти весь кооператив «Озеро» ближайших друзей президента Путина, которые проглотили и «Новый свет», и «Коктебель», и, наконец, украли ценную жемчужину — «Массандру». Однако не стоит забывать и тех, кто под шумок оккупации откусил от «Массандры» первые куски особо ценных земель. Примечательно, что обустраивать их винодельни помогают граждане стран Европейского Союза, чем нарушают западные санкции и законодательство Украины. Поэтому называем и их имена.
Оккупационная администрация Российской Федерации в Крыму сейчас должна дать ответ на кризисную ситуацию, аналогов которой с 2014 года на полуострове просто не было. Абсолютно нерациональное использование водных ресурсов угрожает полуострову катастрофой. В то время, когда одни районы Крыма годами страдали от некачественной питьевой воды, другие потребляли и получали все больше и больше. Военные, промышленность, строительство — им ведь нужнее. Теперь хороших решений не осталось. Местные «менеджеры» вместе со своими федеральными кураторами просто не справляются. Все идет к тому, что после освобождения полуострова от оккупантов Украина будет восстанавливать Крым, подобно тому, как уже делала это после окончания Второй мировой войны, варварской депортации коренного народа и фактического уничтожения местной системы хозяйствования.
Имитируя признание российского Крыма Западом, российские спецчиновники организовывают на полуострове всевозможные проекты со статусом международных, не жалея на это средств. Для затягивания иностранных политиков и бизнесменов в подсанкционный Крым создана «Ассоциация Друзей Крыма», проводится «Ялтинский международный экономический форум» (ЯМЭФ), меры которых проходят в крутейшем SPA гостиницы Mriya Resort (тоже попал под санкции США) и широко освещаются в пропагандистских СМИ. Есть и несколько попыток организации международных научных форумов (например, Харакский форум), а также партнерских научных проектов с участием российских и иностранных ученых с задействованием Крыма и Севастополя. Среди них — «археологические» экспедиции.
Украина в этом году применила санкции в отношении музейных и научных учреждений РФ, фонды которых пополняются незаконно добытыми и перемещенными из Крыма артефактами. Но есть все основания, чтобы пополнить списки СНБО и европейскими деятелями и их совместными с российскими организациями, нарушающими «крымские санкции» ЕС, и обратиться к правительствам этих стран с просьбой о привлечении их к ответственности в соответствии с их законодательством.








