Украина открыла «промысел» на суда-нарушители крымских санкций: список

Новости

Украинские суды арестовали 18 судов-нарушителей режима закрытых портов оккупированного РФ Крыма. Всего же в уголовном производстве сейчас 343 судна, арест которых лишь вопрос времени. Следующий шаг крымской прокуратуры и главка СБУ — обращение в Украинское бюро Интерпола для внесения судов в международную базу розыска.

Что это за суда и за что их арестовывают и хотят преследовать в мировом океане украинские правоохранители, говорится в материале Бюро судебной информации.

Крымский главк Службы безопасности Украины расследует так называемое «кейсовое» уголовное производство №42014000000001194. Туда задокументировано попали суда, которые нарушают порядок въезда на временно оккупированную территорию Украины в Крыму и выезда из нее. Эти суда доставляют грузы в закрытые порты оккупированного Крыма и вывозят на экспорт товары, производимые на полуострове, что также является нарушением украинского законодательства и западных санкций.

Преступления квалифицированы по статьям 332-1 (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины), 364 (злоупотребление властью или служебным положением), 111 (государственная измена) и 110-2 (финансирование сепаратизма) Уголовного кодекса Украины.

В рамках этого производства пока и осуществляются массовые аресты судов, заходивших в закрытые порты Крыма для разгрузки и загрузки различного рода грузов, прохождения процедуры «порт-стейт-контроля».

Например, пассажирское судно Erke (IMO 7014581), по данным мониторинга портала Blackseanews, неоднократно заходило в порты Евпатории, Севастополя и Керчи. В 2015 году обслуживало паромную линию Евпатория — Зонгулдак (Турция).

Интересно, что на официальном ресурсе Международной морской организации, придает судам номера IMO, нет данных об этом плавсредство. По данным системы Equasis, судно с таким номером ИMО и названием принадлежит либерийской компании Pastel Holdings LTD, а менеджером судна является турецкая компания Sari Denizcilik Nakliyat.

Судно Erke, фото: Murat Uslu, marinetraffic

Еще одно арестованное судно — Princess Maria (IMO 7528556), которое, по данным IMO, в настоящее время принадлежит ливанской компании Al Maria Maritime. По данным предварительного расследования, судно заходило в закрытые порты Крыма не менее пяти раз в течение 2016-2017 годов. В то же время, как показывает мониторинг Blackseanews, судно с 2015 года занималось экспортом крымского зерна, грузилось в порту стивидорной компании «Авлита», принадлежащей олигарху Ринату Ахметову. Судно лишены флага Коморских островов с февраля 2019 года.

Судно Princess Maria, фото: Evangelos Patsis, marinetraffic

Еще одно судно — Coral C (IMO 8911413). В реестре ИМО указанный судовладелец — компания Ocean Blue Shipping One LTD, зарегистрированная в Турции. Это судно с 2016 по 2018 вывозила пшеницу и ячмень из портов Севастополя, Керчи и Феодосии в Албании, Египта и Ливана.

С августа 2018 судно было лишено флага Сьерра-Леоне за незаконные меры в закрытые порты Крыма.

Судно Coral C, фото: John Wilmot, marinetraffic

Судно Melody (IMO 8800298, флаг Камеруна), по данным Международной морской организации, принадлежит компании NFS Shipping INC, зарегистрированной в оффшоре Сент-Китс и Невис. Это танкер, по данным «черный список» Blackseanews, был в с июля 2014 года по март 2015 заходил в Керчь. С 2015 года в Керченском проливе исключал систему АИС, указывая направление на Темрюк (город в РФ).

Судно Melody, фото: Joop Klaasman, marinetraffic

Наиболее известное арестованное судно — «Нефтерудовоз-50М», принадлежащий российской компании «Волготранс» и встроенное в так называемую «ильменитовым схему». Это маршруты доставки морским путем украинского ильменитового концентрата до титанового завода Дмитрия Фирташа в Крыму. Разрешение на арест теплохода предоставил Херсонский городской суд постановлением от 27 ноября 2019 года, доступ к которой пока ограничен.

«Нефтерудовоз-50М», фото: casper, marinetraffic

По материалам дела, судно «Нефтерудовоз-50М» не менее 22 раза заходило в закрытый Украины порта Керчь (частный терминал Камыш-Бурун) с грузом ильменитовой руды (весом от 3000 до 3200 тонн каждый раз) для ее поставки на титановый завод в Армянске (филиал компании «Юкрейниан кемикал продактс», бенефициаром которой является Дмитрий Фирташ).

«Крымский Титан» — химический завод украинского олигарха Дмитрия Фирташа в оккупированном Армянске, для работы которого требуется ильменитового руды. Прокуратура АРК расследует два уголовных производства по производственной деятельности Армянского филиала ЗАО «Юкрейниан Кемикал Продактс»: о нарушении экологического законодательства с 2016 года и по фактам загрязнения атмосферного воздуха после выбросов химических веществ в августе 2018 года. В январе 2019 году в Крыму после полутора месяцев простоя возобновил работу завод «Крымский титан», остановленный после появления сильных химических выбросов, что привело к экологической катастрофе на севере полуострова.

Ниже приводим полный список из 18 арестованных судами плавсредств нарушителей:

Nadalina (по данным Equasis, с 1 мая 2020 изменило название на Lady Abeer), ИМО 8215754, флаг Республики Того;
«Princess H», ИМО 8411190, флаг Сьерра-Леоне;
«Нефтерудовоз-50М» (Nefterudovoz 50М), ИМО 8726155, флаг РФ;
Bellatrix, ИМО 8230405, флаг Боливии;
Nezha, ИМО 7392593, флаг Союз Коморских островов;
Altera 1, ИМО 8012114, флаг Танзании;
Melody, ИМО 8800298, флаг Камеруна;
Coral C, ИМО 8911413, флаг Республики Того;
Princess Maria, ИМО 7528556, флаг Республики Того;
Erke, IMO 7014581, флаг Танзании;
Goeast, ИМО 7526924, флаг Союза Коморских островов;
General, ИМО 7218400, флаг Сирии;
Souria, ИМО 9274331, флаг Сирии;
«Казак» (Kazak), IMO 9202467, флаг РФ
«Надежда» (Nadezhda), IMO 8611221, флаг РФ;
«Волжский-8» (Volzhskiy 8), ИМО 8883238, флаг РФ;
«Сормовский-48» (Sormovskiy-48), ИМО 8226428, флаг РФ;
Pawell, ИМО 8315499, флаг Сирии.

Пресс-служба прокуратуры АРК сообщает, что за последние годы наблюдается существенное уменьшение количества иностранных судов (кроме флага РФ), которые заходят в закрытых портов Крыма: с 162 до 15 на сегодняшний день. Более того, иностранные суда из ведущих морских держав в Крым теперь не заходят вообще. Зато, нарушают законодательство преимущественно судна под флагом России, иногда — Сирии, Египта, Ливана, то есть стран, с которыми отсутствует международное сотрудничество в этом направлении.

В расследовании «Флот« Черноморнефтегаза »: как Россия путает следы своих преступлений в Крыму» мы подробно рассказывали, как и почему прокуратуре и не удалось внесения в банк данных Интерпола более двух десятков судов государственной компании, которые были украдены Россией в результате оккупации Крыма.

Помимо того руководитель прокуратуры АРК Игорь Поночовный заметил, что переписка о внесении судов «Черноморнефтегаза» в розыскной базы Интерпола велась несколько лет назад, поэтому работа в этом направлении требует перезагрузки.

«Мы сейчас возобновим эту работу, чтобы получить более свежую информацию от самого Интерпола — чего им не хватает для того, чтобы эти суда были в базе международного розыска. Вообще с вопросами международного розыска ситуация сложная, поскольку Интерпол как единственная такая организация, которая может разыскивать по всему миру, самоустраняется от вопроса розыска военных преступников, связанных с Крымом», — говорит прокурор АРК Игорь Поночовный.

В кейсовом уголовном производстве, которое расследуют Главное управление СБУ в АРК и прокуратура автономии, фигурируют 343 судна-нарушителя, которые незаконно заходили в закрытые Украиной порты оккупированного Крыма, сообщил  начальник ГУ СБУ в АРК Евгений Нетужилов в программе «Вопрос национальной безопасности» (проект Центра журналистских расследований).

Напомним:

  • В июле 2014 году Украина официально закрыла порты Крыма для международного судоходства. В соответствии с приказом Министерства инфраструктуры от 16.06.2014 г. «О закрытии морских портов» были закрыты морские порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория, а все документы, выданные капитанами морских портов с 15 июля 2014 года, являются незаконными.
  • Порты Крыма и Севастополя внесены в санкционные списки ЕС и США. Для обхода санкций используется схема внепортовой — рейдовой перевалки грузов в Керченском проливе или нейтральных водах с последующей транспортировкой в закрытые порты Крыма.
  • По данным Мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований», Фонда «Майдан иностранных дел» и портала BlackSeaNews, начиная с 2017 года уже 50 судов-нарушителей лишены регистрации флага за заходы в закрытые Украиной порты оккупированного Крыма по требованию постоянного представительства Украины при Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO), которое использует информацию о нарушителях, зафиксированную украинскими специалистами-волонтерами.