Прокурор МУС Фату Бенсуда объявила о завершении предварительного расследования по делу «Ситуация в Украине»

Новости
Фату Бенсуда, фото: icc-cpi.int

Прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда объявила о завершении предварительного расследования по делу «Ситуация в Украине»: дела, которые, вероятно, могут быть возбуждены по итогам того или иного расследования ситуации в Украине, могут быть приняты к производству. Следующим шагом в этом процессе должно быть обращение к судьям Палаты предварительного производства Суда за разрешением на расследование.

Центр журналистских расследований приводит полный текст заявления прокурора.

«Сегодня я объявляю о завершении предварительного изучения ситуации в Украине.

Выступая на ежегодной Ассамблее государств-участников в прошлом году, я заявила, что в связи с тем, что срок моих полномочий как Прокурора Международного уголовного суда (МУС или Суд) истекает, я намерена, насколько это возможно, принять решения по всем досье, в отношении которых в период моего пребывания на данной должности проводились предварительные изучения. В этом заявлении я также указала на то, что существует высокая вероятность того, что по ряду таких досье, находящихся на этапе предварительного изучения, может быть принято решение о переходе на этап расследований. По итогам тщательного и независимого процесса сегодня я могу объявить, что правовые критерии для возбуждения расследований в связи с ситуацией в Украине соблюдены.

Предварительное изучение ситуации в Украине было инициировано 24 апреля 2014 года на основании первоначального специального заявления правительства Украины о признании юрисдикции Суда; впоследствии его временные рамки были расширены на основании второго заявления Украины, поданного в 2015 году, с тем чтобы включить в него преступления, предположительно совершенные на территории Украины после 20 февраля 2014 года.

В частности, не исключая возможности возбуждения производства по иным составам преступлений, которые могут быть выявлены в ходе расследования, моя Канцелярия пришла к выводу о том, что в настоящее время имеются разумные основания полагать, что в контексте ситуации в Украине был совершен широкий спектр деяний представляющих собой преступления, подпадающих под юрисдикцию Суда, таких как военные преступления и преступления против человечности. Эти выводы, которые более подробно изложены в ежегодном Отчете Канцелярии о действиях по предварительному изучению ситуаций, основаны на учете трех широких категорий, связанных с понятием «виктимизации»: (i) преступления, совершенные в контексте ведения боевых действий; (ii) преступления, совершенные во время содержания под стражей; и (iii) преступления, совершенные в Крыму. Более того, моя Канцелярия установила, что эти преступления, совершенные различными сторонами конфликта, являются также достаточно тяжкими, с учетом как количественных, так и качественных факторов, для того, чтобы моя Канцелярия их расследовала.

На протяжении всего предварительного изучения моя Канцелярия опиралась на сотрудничество со стороны органов власти Украины, получая среди прочего подробную информацию о расследованиях и судебных разбирательствах на национальном уровне в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, которые были инициированы органами власти данной страны в отношении преступлений, предположительно совершенных всеми сторонами конфликта. В нашей оценке ситуации также учитывалась доступная информация об имеющих отношение к ситуации в Украине национальных процессуальных действиях, инициированных Российской Федерацией.

Изучив имеющуюся информацию и невзирая на наличие сведений о национальных процессуальных действиях, моя Канцелярия пришла к выводу о том, что дела, которые, вероятно, могут быть возбуждены по итогам того или иного расследования ситуации в Украине, могут быть приняты к производству. Это объясняется тем, что компетентные органы Украины и (или) Российской Федерации бездействуют в отношении категорий лиц и деяний, которые были выявлены Канцелярией, или тем, что национальная судебная система «отсутствует» на территории, находящейся под контролем противной стороны, что лишает компетентные органы способности получить в свое распоряжение обвиняемого(-ых) либо необходимые доказательства и свидетельские показания или препятствует осуществлению ими соответствующих процессуальных действий еще по каким-либо иным причинам.

В дальнейшем, следующим шагом станет обращение к судьям Палаты предварительного производства МУС с просьбой о предоставлении санкции на возбуждение расследований. Положение Канцелярии характеризуется тем, что предварительное изучение нескольких ситуаций достигло одного и того же этапа или приближается к нему, в то время как мы продолжаем сталкиваться с проблемами в оперативной деятельности, вызванными, с одной стороны, пандемией КОВИДа-19 и, с другой стороны, ограниченностью нашего оперативного потенциала, обусловленной скудными и перегруженными ресурсами. Кроме того, данная ситуация имеет место в обстановке, когда пандемия оказывает давление на глобальную экономику. На этом фоне в ближайшем будущем мы должны будем принять ряд стратегических и оперативных решений в отношении приоритетности задач в работе Канцелярии, в которых должным образом будут учтены законные ожидания как потерпевших лиц и затронутых общин, так и иных заинтересованных сторон. Этот вопрос я намерена также обсудить с новым Прокурором после его (её) избрания в рамках консультаций, которые я собираюсь проводить в процессе передачи полномочий. Тем временем моя Канцелярия продолжит принимать необходимые меры для обеспечения добросовестности будущих расследований, связанных с ситуацией в Украине.

Тяжелое положение, в котором мы находимся в силу ограниченности нашего потенциала, подчеркивает явное несоответствие предоставляемых моей Канцелярии ресурсов тем постоянно растущим требованиям, которые к ней предъявляются. Эта ситуация требует не только определения приоритетов со стороны самой Канцелярии, чему мы по-прежнему твердо привержены, но и открытых и честных обсуждений с Ассамблеей государств-участников и другими заинтересованными субъектами системы Римского статута по вопросу о реальных потребностях моей Канцелярии в ресурсах, чтобы она могла эффективно выполнять свой предусмотренный Статутом мандат.

В процессе подготовки к дальнейшим действиям в связи с ситуацией в Украине я рассчитываю на всемерную поддержку со стороны органов власти Украины и равным образом призываю к сотрудничеству все стороны конфликта.

Я также хочу напомнить о том, что в более широком смысле Суд крайне нуждается в поддержке со стороны Ассамблеи государств-участников. Кроме того, ориентируясь на проведение новых расследований в рамках независимого и беспристрастного осуществления нашего мандата, я также рассчитываю на конструктивное взаимодействие и сотрудничество с правительством Украины и, я надеюсь, с правительством Российской Федерации, чтобы определить, как наилучшим образом обеспечить выполнение правосудия, исходя из основополагающего принципа взаимо дополняемости действий на национальном и международном уровнях.

Как заявил заместитель Генерального прокурора Гюндуз Мамедов, который встретился с Прокурором Международного уголовного суда Фату Бенсуда, с момента последней встречи прошел год и Департамент надзора по уголовным производствам о преступлениях, совершенных в условиях вооруженного конфликта, Офиса Генерального прокурора, который тогда был еще на этапе становления , сейчас уже имеет определенные результаты. В частности, прокурорами Департамента осуществляется процессуальное руководство в более 200 резонансных уголовных производствах.

«Почти 7 лет вооруженной агрессии доказали, что исключительно усилий на национальном уровне недостаточно, ведь у следственных органов и прокуратуры отсутствует доступ к оккупированным территориям, а следовательно, и исключена проведения следственных действий, допросов жертв и свидетелей преступлений «по горячим следам». А поскольку РФ проводит насильственную паспортизацию и незаконное перемещение гражданских, то правоохранительные органы могут потерять ценных свидетелей. Кроме того, военные преступники скрываются от правосудия на оккупированных территориях Крыма и Донбасса или в РФ, а страна-оккупант, соответственно, полностью игнорирует все наши запросы о правовой помощи для привлечения к ответственности за совершение преступлений», — отметил Гюндуз Мамедов.

За шесть лет, прошедших со времени незаконной оккупации Крыма Россией, из-за политических, религиозных преследований и несогласия с оккупацией полуостров вынужденно покинули более 48 тысяч граждан Украины, среди которых значительная часть крымских татар. В то же время Россия продолжает незаконно перемещать в Крым своих граждан, что является прямым нарушением норм международного гуманитарного права.

5 декабря Офис прокурора МУС опубликовал отчет о деятельности по предварительному расследованию за 2019 год, в котором квалифицирует ситуацию в Крыму, как состояние оккупации, а ситуацию на Донбассе как международный и немеждународный вооруженный конфликт. 6 декабря документ был представлен в рамках 18 Ассамблеи государств-участников Римского статута прокурором Международного уголовного суда.

Напомним:

  • Прокуратура АРК во взаимодействии с общественными правозащитными организациями подала уже 6 информационных сообщений прокурору МУС о военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые совершаются в оккупированном Россией Крыму.
  • 6 декабря Генпрокуратура Украины и правозащитники подготовили и передали в МУС очередное информационное сообщение о совершении Россией военных преступлений на Донбассе во время боев за Иловайск и Дебальцево. В нем, в частности, говорится о внесудебных казнях и насильственных исчезновениях пленных украинских военнослужащих.
  • Уже 6 лет продолжается российская вооруженная агрессия против Украины. Если в случае с Крымом Украина сразу определила ситуацию как временную оккупацию, то с классификацией вооруженного конфликта на Донбассе все несколько сложнее. В частности, потому, что Украина до сих пор не в полном объеме имплементировала положения международного гуманитарного права в национальную правовую систему.
  • Подробнее читайте в материале Центра журналистских расследований Конфликт или война: право против политической целесообразности.