Об этом в интервью изданию «Сегодня» заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
«В 2014 году допустили ошибку, не создав стабильную переговорную площадку и формат по Крыму. Я понимаю, почему это произошло. На Донбассе бурлила война и все внимание было приковано туда. Но надо честно сказать, что это была ошибка. Сейчас очень трудно создавать формат. Тем не менее, мы взялись за эту задачу, и я убежден, что мы ее выполним. Мы должны быть честными перед собой и сразу сказать, что Россия в этот формат не войдет», — сказал Кулеба.
По его словам, необходимо создать платформу, которая будет выполнять три функции.
«Первая — помогать нам держать вопрос Крыма среди приоритетов международной повестки дня. Вторая — позволит координировать усилия максимального количества участников, обеспечивать политику непризнания Крыма и санкционной политики в отношении России в связи с этим. Третья — там должен быть очень важный сегмент — это защита прав человека на оккупированном полуострове. Нынешние механизмы защиты, к сожалению, исчерпали свои силы. Возможно, нам даже нужно разрабатывать какие-то специальные механизмы конкретно для Крыма. Это будет сложно, но мы должны начать этот разговор, и вот как раз эта платформа позволит нам это сделать», — добавил глава МИД.
При этом он отказался называть, кого из международных партнеров Украина хотела бы привлечь к участию в международной переговорной площадке по Крыму, поскольку, по его словам, будет неправильно уже сейчас объявлять участников, используя СМИ, чтобы «отправить политический сигнал».
«Мы очень рассчитываем, что активное участие в создании и функционировании этого формата примут ЕС (именно как объединение, а не как отдельные страны-члены, мы знаем, что у ЕС есть для этого достаточно возможностей и нужна лишь политическая воля), США и Великобритания, которая вышла из ЕС, но остается для нас чрезвычайно важным партнером и влиятельным международным игроком. В принципе, формат будет открыт. Но движущие силы этого проекта со стороны наших партнеров должны быть те, кого я назвал», — отметил Кулеба.
Напомним:
- В декабре 2019 года действующий на то время глава МИД Украины Вадим Пристайко заявил, что проблему деоккупации Крыма нужно решать иными механизмами, чем те, которые используются в ходе Минского процесса для деоккупации Донбасса.
- 2 июля 2020 года постоянное представительство президента Украины в АРК, Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий и Комитет Верховной Рады по правам человека, деоккупации и реинтеграции ВОТ обнародовали совместный документ, который определяет единый государственный подход к ряду вопросов, касающихся оккупированного Крыма.