Судьба коллаборанта. Юрий Жеребцов

Публикации
Юрий Жеребцов на территории Южной базы ВМСУ 19.03.2014

На видео с захватом русскими Южной базы Военно-морских сил Украины в Новоозерном среди военных, разыгрывающих спектакль о капитуляции, и гражданских, которые этому спектаклю подыгрывают, особенно выделяется один человек — в гражданском костюме, с портфелем в руке, он якобы руководит всем процессом. Он укрощает толпу, он организует «штурм», он согласовывает ход событий с украинскими и российскими офицерами и отдает приказы «самообороне Крыма». Это Юрий Жеребцов, евпаторийский предприниматель, в марте 2014 ставший «уполномоченным по обеспечению организации и проведения референдума» и советником предназначенного оккупантами «главы Совета министров» АРК Сергея Аксенова. А уже через год, так и не получив никакой должности в «власти» Крыма, он умер загадочной смертью на 46-м году жизни.

Мутное прошлое

В 2003 году Юрий Жеребцов зарегистрировался как физлицо-предприниматель с основным видом деятельности «организация других видов отдыха и развлечений», а также рыбоводство (аквакультура), торговля, консервирование рыбы и ракообразных. На момент оккупации Крыма Юрий Жеребцов был руководителем двух предприятий. Первое — коммунальное предприятие Мирновского поселкового совета «Терминал Мирный», виді деятельности которого — функционирование водного транспорта, добычи песка и гравия и обработка грузов. Поселок Мирный — бывший военный городок авиаполка — расположен на берегу озера Донузлав, варварская добыча песка из которого являлась предметом расследования Центра журналистских расследований и ряда уголовных дел. Жеребцов возглавил «Терминал Мирный» в 2010 году, когда главой Мирновского поселкового совета был Олег Параскив. Два года спустя Параскив стал народным депутатом от Партии регионов, за него агитировал лично советник президента Путина Сергей Глазьев, который собирался открывать в Мирном Институт развития Крыма.

Юрий Жеребцов одновременно был руководителем и единственным учредителем Научно-производственного объединения подводно-технических работ «Укрспецсервис» с основным видом деятельности «строительство водных сооружений». Он числится учредителем и бенефициаром ООО «Югспецзахист», которая занималась электро-монтажными и другими строительно-монтажными работами.

Надо отметить, что «отжимать» государственную собственность у министерства обороны Украины для Жеребцова было не впервой.

Южная коса озера Донузлав, Крым Фото Google

ООО «Югморепродукт», руководителем и основателем которого в 2006-2013 годах был Жеребцов, еще в 1999 году заключило с Минобороны договор аренды на объект недвижимости — клуб, который был на балансе воинской части А2506 в Новоозерном. А в 2008, по данным уголовного дела,«неустановленные лица путем подделки официальных документов договоров и актов совместной деятельности филиала Центрального специализированного строительного управления «Укроборонстрой» Министерства обороны Украины, а в дальнейшем используя их в Евпаторийском городском суде АР Крым, получили путем обмана право собственности на имущество в особо крупных размерах здания и сооружения военного городка №3». Кроме клуба бизнесмены «прихватили» еще и три трансформаторные подстанции ТП-62, ТП-63, ТП-65, принадлежащих ГП Минобороны. Причем право собственности на эти объекты недвижимости «обманутый» суд признал за директором ООО «Югморепродукт», которым в то время был Юрий Жеребцов.

В октябре 2010 года Печерский районный суд Киева удовлетворил ходатайство военного прокурора о проведении обыска по юридическому адресу ООО «Югморепродукт», но чем это закончилось — неизвестно, так как это постановление единственное в данном деле, обнародованное в реестре судебных решений. Но можно предположить, что дельцам эта афера сошла с рук. К слову, партнерами Жеребцова в «Югморепродукте» были россияне — москвич Илья Сарафанников и Андрей Губенко из Московской области — они до сих пор ведут бизнес в Крыму.  

Очевидно, что такой опытный в аферах человек оказался очень кстати, когда понадобилось «отжать» у Украины целый полуостров.

Капитуляция евпаторийских ракетчиков

Рассказывают, что в марте 2014 Жеребцов помог подразделению ГРУ России тайно расположиться поблизости от Южной базы ВМС Украины в Новоозерном — на водолазной базе мидийного хозяйства, которое он якобы курировал. Но документального подтверждения этой информации мы не нашли.

После того Жеребцов помогал российским военным блокировать и захватывать украинские части в Евпатории и Новоозерном — это уже зафиксировано на видео, существует и фото ультиматума командиру 55-го зенитно-ракетного полка Воздушных сил ВСУ полковнику Андрею Матвиенко за подписью Жеребцова.

55-й зенитно-ракетный полк, в состав которого входили три дивизиона ЗРК «Бук», за год до аннексии Крыма отметил свое 45-летие.

Без сомнения, эта воинская часть представляла серьезную опасность для российской авиации.

Ультиматум Жеребцова, датированный 9 марта 2014, в частности, содержал требование в течение суток разоружить личный состав воинской части и передать объект и вооружение спецподразделения Черноморского флота РФ «на время подготовки и проведения референдума».

Командир полка отказался выполнять ультиматум, предоставив ответ, в котором не признавал полномочий Жеребцова и сообщил, что складывать оружие не будет. В случае попытки силового захвата он посоветовал эвакуировать жителей г.. Евпатории и окружающих сел из-за опасности взрыва взрывоопасных боеприпасов на складах воинской части.

Однако еще 4 марта 2014 солдаты 55-го полка, заступавшие дорогу российским военным КамАЗам, уже были безоружны.

Сам полковник Матвиенко сообщил, что приказал своим подчиненным сдать оружие на склад и встать на его защиту «живым щитом» после угроз российских военных начать штурм, пустив вперед местных жителей в качестве прикрытия — как и завещал Путин.

А уже через два дня территорию полка контролировали российские военные. На видео видно, как они разгружают стрелковое оружие на территории военной части.

«Это воинская часть в Евпатории. Захвачена военными людьми без опознавательных знаков. Сейчас разгружают оружие — понесли в казармы, Снимай КамАЗ. Понесли оружие вот — полный боевой КамАЗ разгружают. 17 пулеметов они несут. Вот, в КамАЗе еще кто-то лазит. Человек 20 их сейчас. До этого еще уазики были российские, еще были автоматчики, сколько их там — неизвестно. Вчера было 2 камаза. Вон они пошли дальше — по деревьями», — комментирует автор видео, вероятно, украинский военнослужащий.

Заместитель командира полка, подполковник Александр Ломако так объяснял журналистам БиБиСи основания капитуляции воинской части: «Офицер РФ, майор, сказал: если вы НЕ разоружитесь, мы штурмом, вместе с этим жителями штурмуем ваш контрольно-пропускной пункт, забираем ваше оружие и раздаем вот этой толпе, которая пришла. На что командир части, чтоб избежать кровопролития, решил пойти на некоторые уступки».

Автор сюжета отмечает, что украинские офицеры, чтобы показать журналистам военную базу, вынуждены были советоваться «с человеком в серой куртке» — Юрием Жеребцовым.

Юрий Жеребцов на территории 55-го зенитного ракетного полка Фото Youtube BBC

«Чтобы российские военные, которые сегодня находятся на территории Крыма, чтобы они остались и стабилизировали ситуацию. Всё, что сегодня происходит здесь, в воинской части, это только чтобы обеспечить безопасность комплексов стратегического вооружения. Общественность города обратилась к российским военным», — рассказывал Жеребцов.

15 марта 2016г. военная прокуратура Винницкого гарнизона начала уголовное производство по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 Уголовного кодекса Украины (государственная измена) в отношении полковника Матвиенко, трех его заместителей и офицеров 55-го зенитного ракетного полка, которые «оказывали военнослужащим Российской Федерации помощь в захвате военной части А4519 в марте 2014 года, призвали и подстрекали личный состав части перейти на военную службу в Вооруженные Силы РФ, подняли на территории военной части А4519 флаг РФ, а также в нарушение военной присяги, перешли на службу в Вооруженные Силы РФ ».

Юрий Жеребцов на берегу озера Донузлав Фото Reuters

Миссия в Новоозерном

Дольше продержалась Южная база Военно-морских сил Украины в поселке Новоозерное на берегу Донузлава. Она была захвачена уже после так называемого «референдума», 19 марта 2014 года.

Российские военные у КПП Южной базы ВМСУ, Новоозерное, Крым, 19.03.2014 Фото Youtube Яна Дарк

Ворота КПП базы были закрыты, напротив выезда стоял БРДМ. Но вооруженного или любого другого сопротивления украинские военные не оказывали. За воротами КПП собралась толпа гражданских с российскими флагами, а также женщины из семей украинских военнослужащих. За спинами гражданских стояли вооруженные люди в военной форме без знаков различия и офицеры Черноморского флота РФ.

Жеребцов находился у самых ворот, рядом с ним — двое капитанов второго ранга Военно-морского флота РФ. Жеребцов в мегафон призывал вести себя спокойно и не отходить дальше восьми метров от здания.

Юрий Жеребцов раздает указания у ворот базы ВМСУ в Новоозерном, 19.03.2014 Фото Youtube Яна Даркк

«Наше право зайти на территорию собственности народа Крыма и наше право объяснить им то, что они являются частью нашего общества, нашего народа. Поэтому давайте дадим еще несколько минут, чтоб они приняли окончательное и судьбоносное решение», — сказал Жеребцов.

Затем вооруженные люди в российской военной форме продвинулись к воротам, отделив их от толпы. Когда трактор протаранил ворота и проехал на территорию воинской части, вместе с ним туда прошел Жеребцов, а за ним — вооруженные люди в российской военной форме.

Российские военные (справа) на территории Южной базы ВМСУ 19.03.2014 Фото Youtube Яна Дарк

Они выстроились напротив украинских офицеров и матросов, стоявших у КПП.

Юрий Жеребцов «руководит» захватом базы ВМСУ в Новоозерном россиянам, 19.03.2014

Жеребцов, приблизившись к украинским военнослужащим, говорит им что-то успокоительное, а затем кричит: «Командование Черноморского флота, подойдите, пожалуйста, сюда!».

После того, как подошли два капитана второго ранга ВМФ РФ, Жеребцов сообщает: «Народ Крыма доверяет вам дальше провести все мероприятия, необходимые для того, чтобы с командованием Военно-морских сил Украины провести все мероприятия по передаче всех комплексов… (шум глушит слова). Пожалуйста, знакомьтесь…»

Юрий Жеребцов от имени «народа Крыма» передает базу ВМСУ в Новоозерном офицерам ЧФ РФ, 19.03.2014

Офицеры ВМФ РФ и украинские офицеры жмут друг другу руки.

Первый офицер ВМФ РФ сообщает: «Наша задача — поставить вахту на оружейки. Все остальные задачи — работайте в штатном режиме, идите домой, выполняйте обязанности. До принятия решения».

Второй офицер ВМФ РФ: «После обеда прибывает группа командования Черноморского флота во главе с начальником управления кадров ВМФ Российской федерации или его заместителем (капитан первого ранга Буев). Будут отвечать на все вопросы, механизмы реализации дальнейшего перехода в состав вооруженных сил Крыма, занятия вами ваших же постов в ваших же структурах. Занимайтесь повседневной деятельностью, решайте вопрос спокойно, люди дальше не пойдут, отделение будет обеспечивать только безопасность, хотите выходить — выходите — пропускной режим совместный. И я думаю, что с поддержкой наших семей, родных мы этот процесс в течение очень короткого времени закончим».

Так завершилась еще одна «миссия» Жеребцова по захвату украинских военных частей российскими военными — и завершилась успешно.

Под Россией

Активное содействие оккупации полуострова со стороны Жеребцова было должным образом оценено в Украине: в 2015 году Генеральная прокуратура Украины за участие в организации «референдума» объявила ему подозрение в совершении преступления по статье 109 УК (действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти) и объявила его в розыск. А Соединенные Штаты еще в апреле 2014 года применили против Жеребцова санкции — тоже за «организацию референдума 16 марта, который открыл путь российской аннексии Крыма».

Но в самом оккупированном Крыму заслуги Жеребцова оценили не слишком высоко. По крайней мере, места в структурах власти для него не нашлось.

Чтобы выглядел «при деле», Жеребцову дали место внештатного советника Аксенова, члена «Общественной палаты Крыма» и члена «коллегии министерства экологии и природных ресурсов Крыма». Но и эти «должности» Жеребцов пытался использовать с максимальной выгодой.

Он активно вмешивался в процессы варварского использования близкими к новой «власти» структурами природных ресурсов Крыма. В частности, после оккупации полуострова ООО «Стройпрогрес» депутата «Госсовета РК» Фрунзе Мардояна возобновило попытки устроить андезитовый карьер у границ Карадагского заповедника. Оккупационная «власть» не мешала, но на протест поднялись жители Коктебеля. Жеребцов сориентировался быстро, выступив с критикой «министерства экологии», которое не беспокоится о сохранении Карадага.

Ю. Жеребцов общается с жителями Поповки о фестивале «Befooz» Фото АиФ / Екатерина Апонина

Еще одним объектом претензий Жеребцова стал  фестиваль “Befooz”, бывший «Каzантип», который ежегодно бушевал в Поповке, что рядом с Донузлавом. Против фестиваля в июле-августе 2015 году работали и «прокуратура» оккупированного Крыма, и Наталья Поклонская лично, и полицейский спецназ. А Жеребцов в 2015 году взял на себя наиболее неблагодарную работу — объяснять жителям Поповки, чем отсутствие фестиваля, а соответственно и денег от участников, для местных лучше, чем их наличие.

Окончательного победы оккупационной «власти» над фестивалем «Befooz» Жеребцов не увидел — 5 августа 2015 он внезапно умер. Пресс-служба «Общественной палаты Крыма» поспешила сообщить, что криминальной составляющей в смерти Жеребцова нет. Его знакомая Виктория Струнина написала в соцсети:

«Говорят, инфаркт. При абсолютно здоровом образе жизни, в 45 лет. Будучи уполномоченным от правительства Крыма по подготовке и проведению референдума о присоединении к России, фактически — миротворцем, успешно проводил переговоры с воинскими частями, перекрывал Донузлав, чтобы в море не вышли военные корабли и не случилось беды. Одним из первых оказался в списке санкций Запада. Просила тебя, будь осторожен, Юра».

Другой пользователь сети добавил деталей: Жеребцов, по его словам, оставил машину с включенным двигателем и поднимался с сумкой в подъезде, когда его настигла внезапная смерть.

Отреагировал на гибель недоброжелателя и президент фестиваля «Befooz» Никита Маршунок:

Но, несмотря на намеки Маршунка, вряд ли причиной гибели Жеребцова были «злоба и ненависть». Потому что в то время Жеребцов боролся не только против фестиваля. Параллельно он начал вмешиваться в процесс преступной добычи песка вдоль железнодорожного пути у станции «Солнышко» между Саками и Евпаторией.

Незаконная добыча песка в Сакском районе, область Фото Юрия Жеребцова

Добыча происходила без разрешения, да еще и в защитной зоне вдоль железной дороги, что могло привести к разрушению пути. Жеребцов обвинил в незаконной разработке песчаного карьера депутата «Госсовета Крыма» Валерия Гриневича. Тот в ответ грозил Жеребцову судом.

В июне 2017 Гриневич был осужден оккупационным «судом» до 10 лет лишения свободы — за мошенничество с землей в Сакском районе и угрозу убийством представителю энергоснабжающей компании Крыма. Но Жеребцов об этом уже не узнает.