Заповедники государственного значения: «воз и ныне там»

Курорты и туризм

В прошлый раз мы разговаривали с начальником управления выдачи разрешительной документации и регулирования природных ресурсов Рескомприроды Александром Лесовым о расходовании средств, которые в 2011 году выделяются на природоохранные мероприятия из Республиканского фонда окружающей природной среды и из бюджета АРК.

А.Лесов рассказал, как обстоят дела с распределением средств и о причинах пертурбации денежных потоков, которые затронули и финансирование приоритетных для Рескома мероприятий, а именно, — землеустройство по организации и установлению границ объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ). Об этом мы сегодня беседуем с начальником управления охраны и экологического контроля за биоресурсами и особоохраняемыми территориями Юрием Ермаковым.

Юрий Ермаков

Юрий Алексеевич, раньше распорядителем средств фонда был Рескомприроды. Он устанавливал смету их расходования, а утверждал ее Совет министров АРК. В прошлом году, как и в этом, кроме Совета министров Крыма смету утверждал и Совет Министров Украины. К тому же и само распределение денег поменялось: теперь 50% собранных с предприятий-загрязнителей средств  отдаются в распоряжение местным органам власти. Как все это повлияло на процедуру землеустройства по организации и установлению границ объектов ПЗФ?

Деньги фонда собираются с платежей за загрязнение окружающей природной среды предприятиями-загрязнителями, взимания штрафов, исковых сумм за нарушение природоохранного законодательства и иных поступлений. С прошлого года в соответствии с поступлениями средств, деньги распределяются между местными советами. То есть по месту совершения либо экологического правонарушения, либо по месту выдачи разрешения на определенные работы для предприятий с экологически нечистым производством собирают деньги и направляют на счета местных советов. Если на территории района находится объект ПЗФ не имеющий границ, мы направляем запрос в местные органы самоуправления, чтобы они нам направили заявку на выделение средств, необходимых для установления границ. И начинается долгая процедура хождения документов по инстанциям. Присланные заявки мы включаем в проект сметы, которую далее утверждают Совмины АРК и Украины. После утверждения сметы мы уведомляем местные советы, что им выделяется сумма на каждый объект. Потом просим заключить договоры с предприятиями-исполнителями работ по землеустройству. Местные советы копии заключенных договоров, смету выполнения работ передают нам. Затем утвержденную Совмином смету направляем в казначейство, чтобы подтвердить, что существует организация, которая выполнит работы на эту сумму. После этого казначейство дает «добро» использовать определенное количество средств, собранных в этом местном совете, на выполнение конкретных задач. Впоследствии местный совет должен нам предоставить акт выполненных работ  — технический отчет об установлении границ в натуре. Но так как в местных органах самоуправления отсутствуют подготовленные специалисты, выполнять эту работу некому. И, как правило, весь процесс проводим опять же мы. А они только подписывают и ставят печати. В общем, все эти новшества только усложнили процедуру выноса границ. Кроме того, если раньше основная часть средств аккумулировалась в Республиканском фонде, и мы имели возможность профинансировать необходимые мероприятия в любом регионе, то сейчас ситуация изменилась: деньги «размазали» по местным фондам. Например, если в фонде охраны окружающей природной среды местного совета отсутствует необходимое количество средств (нет в этом районе крупного предприятия-загрязнителя), то и работы он выполнить не может.

А для чего нужно смету утверждать в Киеве?

Для пущего контроля, наверное. Но на самом деле это тоже ничего хорошего не дало. В этом году аж до мая смета ходила по киевским кабинетам. К тому же существует график выделения денежных средств. И, как правило, на экологию деньги выделяют в последнюю очередь. Если средства приходят в декабре (а так оно зачастую и бывает), то освоить их за текущий финансовый год, учитывая все процедуры подготовки, нереально. А если не успели, естественно, деньги возвращаются обратно. Работа остается невыполненной.

И на скольких объектах ПЗФ работа так и осталась невыполненной? Помнится, в начале 2010 года в интервью «Центру» Председатель Рескоприроды Евгений Бубнов говорил, что из 153 существующих в Крыму объектов ПЗФ границ нет у 103, хотя у большинства природных комплексов, имеющих статус местного значения, уже разработаны проекты по установлению границ.

На этом же количестве все и застопорилось. В этом году мы планировали на установку границ потратить 1,5 миллиона гривен, но смету урезали до 900 тысяч гривен, забрав 600 тысяч гривен на закупку мусороуборочных машин для Симферополя. Но существует еще одна проблема: для выноса границ многих объектов ПЗФ практически все работы сделаны, осталась лишь техническая часть, не требующая затрат, однако она включает в себя заключение от комитета по культурному наследию, который это заключения не выдает. И те проекты землеустройства, которые разрабатываются в течение последних трех лет, не могут пройти процедуру согласования. А дело в том, что в Крыму органам культурного наследия не делегированы полномочия по рассмотрению данных проектов. И все эти проекты нам приходится направлять в Киев. На протяжении последних лет документы возвращались с пометкой о том, что за счет средств нашего фонда надо провести археологические изыскания на территории объекта. Но это же бред! Мы же отводим участок не под раскопки, не под строительство. Да и положением о фонде не предусмотрено финансирование археологических исследований. Мы устанавливаем границы охраняемой территории, на которой вводится очень строгий режим заповедания. Если органу культурного наследия надо там провести какие-то исследования, пусть проводят, но не за нас же счет. Однако нам предъявили ультиматум: заплатите, и тогда подумаем, согласовывать проекты или нет. К счастью, сегодня нас заверили в Киеве, что проекты будут согласованы, а проектов — шестьдесят. То есть такое количество объектов ПЗФ могли получить границы еще два года назад.

Юрий Алексеевич, давайте вернемся к цифрам. 1,5 миллиона гривен планировалось выделить из Республиканского фонда окружающей природной среды, однако на 2011 год еще и из бюджета республики предполагалось выделить  2,9 миллиона гривен. Что с бюджетными деньгами?

Эти деньги лежат в казначействе. Те местные советы, которые прислали заявки на проведение работ по выносу границ, получили средства и приступили к работе. Но многие даже не прореагировали, возможно, потому что прекрасно понимают, если территории приобретут границы, то спекулировать и мошенничать с землей станет практически невозможно.

В соответствии с постановлением № 268 от 6 июня 2011 года из 23 объектов ПЗФ на разработку проектов выделено 2,4 миллиона гривен, девять объектов имеют кредиторскую задолженность с прошлого года на общую сумму 783,2 тысячи гривен. Значит ли это, что данные объекты наконец-то получат границы?

Если существует кредиторская задолженность, значит, работы выполнены. И в первую очередь рассчитаются с организациями, выполнившими эту работу, правда, все теперь зависит от казначейства. Как я уже говорил, здесь остается вопрос только получения заключения.

В апреле этого года Евгений Бубнов отмечал: «К сожалению, на Тарханкуте так и не создан национальный парк «Чарівна гавань»: нет финансирования, а значит, нет ничего для развития здесь науки и проведения охранных мероприятий. Но мы уже в фонде заложили деньги на решение и этого вопроса, и до начала курортного сезона надеемся, что парк, как таковой, появится». Так какова судьба этого парка?

А вы знаете, что когда мы готовили документы на создание этого парка, его название было «Тарханкутский». Мы были очень удивлены, когда экс-президент Ющенко своим приказом назвал этот парк «Волшебная гавань». Во-первых «Тарханкут» в переводе с тюркского означает «чертов угол» (в том районе часто наблюдаются шторма, особенно в зимний период), а во-вторых, гавань- это гавань, то есть залив, а мыс – это мыс, выступающая в море часть суши – понятия эти диаметрально противоположные. Что же касается возникновения парка как такового, то он существует: определена его территория (площадь равна 10,9 тысяч гектар), границы описаны в научном обосновании, то есть в проекте создания, но в натуру не вынесены. В состав парка вошли земли без изъятия и с изъятием, то есть те, которые изымаются из хозяйственного пользования и передаются в управление администрации парка и те, которые взяты у сторонних пользователей, согласившихся, что их земли войдут в состав парка. Однако государственный национальный парк должен получить государственный акт на право пользования землей. Но пока не создана администрация парка, его, как административной единицы, еще не существует. А создание предприятия — это уже компетенция Министерства экологии природных ресурсов, так как предприятие будет входить в структуру управления государственной службы заповедного дела.

А какова судьба еще трех  заповедников государственного значения, таких как Крымский, Ялтинский и Опукский? Ведь, как говорил председатель Рескомприроды, «если у большинства природных комплексов, имеющих статус местного значения, разработаны хотя бы проекты по установлению границ, то у государственных и этого нет».

У Опукского заповедника проект по установке границ на стадии завершения. Однако неожиданно возникла проблема. Приказ о его создании готовился на основании проекта создания заповедника, его границы были уже определены. Но через месяц после подписания приказа, был подписан меморандум о землях Министерства обороны Украины, которые оно передало Министерству обороны Российской Федерации. И часть земель заповедника оказалась в списке отданных земель. Сейчас идет процедура, чтобы все отмотать обратно. Но такое решение должно приниматься на уровне Кабмина Украины. Мы эту ситуацию описали, и полгода назад отправили в Киев.

С Крымским заповедником тоже не все гладко. Он был создан еще декретом Ленина. И сейчас площадь не совпадает с той, которую измеряли когда-то, якобы не хватает 180 гектаров. Но почему-то не учитывают, что были разные методы и инструменты измерения: в те годы мерили почти на глазок. По заключению геодезистов границы совпадают. Теперь надо, чтобы Министерство экологии природных ресурсов подготовило указ об изменении площади. Но оно этим не занимается. История эта длится уже пару лет.

А какие проблемы с изменением границ Ялтинского заповедника? Там тоже история его территориального изменения длится несколько лет.

Ставится вопрос создания на его базе национального природного парка. Сейчас площадь заповедника составляет 14 тысяч гектаров. Предлагают ее увеличить еще на десять тысяч. По закону в границы заповедника земли сторонних землепользователей входить не могут. Однако на территории заповедника, как крымчанам известно, находятся кладбище и Гаспринский полигон твердых бытовых отходов. Такое явление в заповедном деле – нонсенс. Однако границы заповедника никто менять не будет. Поэтому предлагают на его базе создать парк, в таком качестве могут быть включены земли сторонних землепользователей (поселки, зеленые зоны и прочее). На сегодняшний день предлагают с южной стороны оставить границу прежней, а со стороны Бахчисарайского района присоединить два лесничества, то есть земли Куйбышевского лесхоза и яйлы Ай-Петри, которая сейчас не является объектом ПЗФ. То есть мы предлагаем включить в состав национального парка земли, которые могут в ближайшие годы прийти в негодность.

И опять же предложения эти давнишние. А какая конкретно работа ведется?

Все наши предложения не могут быть реализованы без финансовой поддержки. Положение о республиканском фонде не позволяет нам выделять средства на содержание объектов государственного значения. Это в компетенции Министерства охраны окружающей природной среды Украины. Эти объекты должны финансироваться за счет государственного бюджета, так как землями заповедников государственного значения распоряжаемся не мы, а Кабмин и Верховная Рада Украины. Они и должны их содержать.

Можно сделать вывод, что в отношении заповедников государственного значения «воз и ныне там»?

Да…

Фото «Центра», photoukraine.com