Мать украинского политузника Евгения Панова рассказала о проблемах со здоровьем сына

Новости
Вера Котелянец, мать Евгения Панова, возле «Верховного суда Крыма» Фото: Михаил Батрак

У гражданина Украины Евгения Панова, незаконно осужденного 13 июля в оккупированном Крыму по «делу диверсантов» к 8 годам колонии строго режима, серьезные проблемы со здоровьем, которое было подорвано после применения к нему пыток в ФСБ.

Об этом Крымской правозащитной группе (КПГ) сообщила мать украинского политзаключенного Вера Котелянец, которая смогла его увидеть 10 июля, накануне оглашения ему приговора, передает Центр журналистских расследований.

По ее информации, у Панова серьезные проблемы с зубами и деснами в результате примененных в ФСБ к нему после задержания пыток — ударов электрическим током.

«Он никогда ни на что не жалуется, терпит, даже если болит. Начинает говорить, когда уже сил нет терпеть. В этот раз сказал, что есть проблемы с деснами. Зубы, черные после тока, болят и обламываются. Медиков там нет, и лекарств никто не дает. А если начнешь сильно требовать – посадят в «одиночку». Но на зубы жалуются многие, и иногда, когда набирается определенное количество больных, привозят из города стоматолога, который просто вырывает больные зубы», — рассказала Котелянец.

Она также сообщила, что в СИЗО Панову сложно передавать лекарства.

«Нужно предварительно найти аптеку, в которой выдают сертификаты на лекарства, причем ждать их нужно от трех дней до недели. Список болеутоляющих препаратов ограничен, сильнодействующие лекарства передавать нельзя. В последний раз передавала Жене и активированный уголь, потому что вовремя не привезли воду, и им пришлось несколько дней пить грязную воду из-под крана. Еще у него сильно болят суставы. Но в основном он не жалуется, больше переживает, как мы живем, где берем деньги на поездки и передачи», — рассказала Котелянец.

Также она сообщила КПГ, что обычно судебные заседания проходили в закрытом режиме, но 13 июля ее пустили в зал суда на оглашение приговора, и она вместе с крымскими активистами смогла выразить сыну свою поддержку.

«13 июля в зал сначала запустили телевизионщиков канала «Россия», затем зашли мы — я и еще 7 человек местных активистов. Нам указали, где мы должны находиться, но мы испортили всю картину съемок. Зайдя в зал, стали приветствовать Женю, кричать «Слава патриотам!», «Женя, мы тебя любим!». Я кричала: «Женя, мы вытащим тебя оттуда!». Нас усадили посередине, а половину зала для массовки засадили людьми, очевидно, собранными в здании суда. Я привезла Жене вышиванку, и он был в ней. Держался хорошо, ему было очень приятно, что мы пришли. При выходе мы тоже кричали украинские лозунги и слова поддержки на украинском языке… Я очень благодарна местным жителям, особенно крымским татарам, которые поддерживают Женю и меня», — сказала Вера Котелянец.

Евгений Панов Фото: RFE/RL

Как сообщал Центр журналистских расследований, 7 августа 2016 года ФСБ заявила о том, что «границу» между Крымом и материковой Украиной якобы дважды прорвали украинские диверсионно-разведывательные группы. В качестве доказательства, ФСБ были продемонстрировано видео с признаниями задержанных «диверсантов» — водителя АТП Запорожской АЭС Евгения Панова и строителя из Евпатории Андрея Захтея.

Панов направил в Следственный комитет РФ заявление о жестоких пытках, которые применяли к нему российские силовики для самооговора, с требованием привлечь их к уголовной ответственности. Захтей также направил в Следком РФ заявление о пытках, которые применяли к нему после задержания.

11 июля 2017 года стало известно, что арестованный по делу «крымских диверсантов» Андрей Захтей признал свою вину и заключил досудебное соглашение со следствием. Одним из условий подписания соглашения со стороны следствия был отказ от адвокатов по соглашению. 16 февраля 2018 года «Верховный суд Крыма» приговорил Андрея Захтея к 6 годам и 6 месяцам колонии строгого режима и штрафу 220 тысяч рублей.

16 апреля в «Верховном суде Крыма» прошло первое заседание по уголовному делу Панова, в ходе которого ему зачитали обвинительное заключение. В тексте документа сказано, что ФСБ обвиняет украинца в «приготовлении диверсии в Крыму в составе диверсионной группы». Кроме того, Панова обвиняют «в контрабанде боеприпасов через таможенную границу Таможенного союза». Обвинение выдвинуто по ч.1 ст.30 и п.«а» ч.2 ст.281, ч.3 ст.30 и ч.3 ст.226.1, ч.3 ст.222 УК РФ.

13 июля «Верховный суд Крыма» приговорил Евгения Панова к 8 годам колонии строгого режима.

Как отметили в КПГ, в деле Евгения Панова были зафиксированы пытки, психологическое давление, фальсификация доказательств, препятствование работе адвокатов, нарушение права на справедливый суд. Евгений Панов, как другие граждане Украины, которые стали фигурантами дел о «диверсантах», по мнению правозащитников, являются жертвами политически мотивированного уголовного преследования.