Отмена СЭЗ «Крым»: сложная наука запретов

Публикации
Дамба на Северо-Крымском канале в Херсонcкой области Фото: investigator.org.ua

Процесс законодательной отмены СЭЗ «Крым» непременно актуализирует вопрос поставки ресурсов на оккупированную территорию. Это касается как воды, так и сырья для крымских предприятий. И если для эффективного запрета подачи воды в Крым достаточно одного предложения в законе, то с другими ресурсами все гораздо сложнее.

Без воды

Законопроект об отмене СЭЗ «Крым» запрещает водоснабжение на временно оккупированную территорию Крыма — до восстановления на этой территории конституционного строя Украины. Это важно, потому что прекращает любые дальнейшие спекуляции о возможной подаче воды в Крым якобы украинским гражданам якобы в случае гуманитарной катастрофы — хоть водовозами, как в последний раз грозились наши чиновники, хоть разрушенным Северо-Крымским каналом, хоть пожарными шлангами через админграницу.

А пока Украина не будет давать воду, россияне должны будут тратиться на решение проблемы нехватки водных ресурсов на оккупированном полуострове. Они, собственно, уже расходуются. Просто сейчас российское исследовательское судно бурит дно Азовского моря в поисках русла древнего Дона. Может, найдет. Кстати, именно на поиске и использовании запасов ископаемой воды для решения водной проблемы Крыма настаивал президент России Владимир Путин — со ссылкой на «специалистов»:

«Специалисты говорят, что в прилегающей к Крыму акватории Азовского моря, под Азовским морем, могут быть очень большие запасы пресной воды хорошей».

Президент РФ Владимир Путин Фото: РИА Новости

Это относительно дешево, сердито и привычно. Уже десятки лет все проблемы РФ решаются за счет недр: вот скважина, вот труба, вот полезное ископаемое течет по трубе и решает то, что ты своей агрессивной политикой накаламутил.

Оккупационный глава Крыма Сергей Аксенов демонстрирует в этом отношении не очень хорошо скрытый скепсис. Ему больше по вкусу опреснительные установки. Под них, несмотря на возражения экологической общественности, уже готовятся участки в Ялте и Симферополе.

Если внимательно наблюдать за публичными выступлениями российских руководителей и их гауляйтеров на тему крымской воды, то можно увидеть не артикулированный открыто, но от этого не менее жесткий спор: Аксенов настаивает на строительстве станций опреснения, тогда как Путин стремится к более дешевым способам добычи пресной воды. Мол, опреснение — дорогое удовольствие, его цена ляжет в тариф. Хотя на словах обещает, что «экономить на этом вопросе Россия не будет».

Высокая стоимость опресненной воды не останавливает Аксенова. Потому что чем дороже вода — тем больше на ней можно заработать. У «главы Крыма» руки чешутся — но он должен соблюдать субординацию и выполнять волю своего хозяина. То есть, дождаться результатов поиска воды под дном Азовского моря: она может оказаться непригодной для использования.

Но пока нет ни азовской воды, ни черноморской опресненной. Оккупанты, надеясь на дожди, высасывают остатки водохранилищ и артезианские воды. Насосы ставят европейские — так, на Бештерек-Зуйском артезианском водозаборе стоят датские насосы Grundfos с моторами Siemens. Фирма Grundfos уже заявила, что не будет обслуживать это оборудование.

Фото: скриншот YouTube Вести Крым

Неудержимый ильменит

Между тем, в проекте закона об отмене свободной экономической зоны «Крым» запрещается не только водоснабжение, но и любые поставки товаров на временно оккупированную территорию. Любым путем:

«На период временной оккупации поставка (ввоз/вывоз) товаров (работ, услуг) с временно оккупированной территории на другую территорию Украины и/или другой территории Украины на временно оккупированную территорию, в том числе автомобильным, железнодорожным, воздушным и трубопроводным транспортом, а также линиями электропередач и гидротехническими сооружениями, запрещена».

То есть, никакие ресурсы не должны попадать из Украины в Крым.

Но с водой все относительно просто, потому что канал перекрыт дамбой, а другого пути для украинской воды в Крыму нет. А как насчет других природных ресурсов?

В частности, относительно украинского ильменита с Иршанского горно-обагатительного комбината, входящего в Объединенной горно-химической компании. Это сырье то и дело попадает в филиал компании «Юкрейниан Кемикал Продактс» в оккупированном Армянске — бывшего «Крымского Титана», принадлежащий олигарху Дмитрию Фирташу.

Филиал компании «Юкрейниан Кемикал Продактс», бывший «Крымский Титан», Армянск, Крым Фото: скриншот YouTube Garnachuk

Этот позор продолжается из года в год, и государство не может его прекратить. За это время предприятие Фирташа получило сотни тысяч тонн ильменита и, соответственно, миллионные прибыли. А через двойную — в российском и украинской юрисдикции — регистрацию титанового завода налоги с этого бизнеса получают российские оккупанты.

Пути поставок сырья на оккупированную территорию постоянно меняются. Ильменит едет в Крым то через порты Турции, то через Болгарию, то через Египет.

Недавно схема снова изменилась — сырье для предприятия Фирташа теперь путешествует не по морю, а по российской железной дороге через Белгород в порт Кавказ на Тамани. Для реализации схем используются компании-посредники ITS International (Германия) и Belanto (Чехия). То есть, сырье формально поставляется чехам или немцам, а уж они, якобы совершенно независимо, поставляют ильменит на оккупированную территорию.

И как реализации этой схемы может помешать предложенное в законопроекте формулировка? В приведенном виде — никак.

Чтобы законодательный запрет на поставку ресурсов на оккупированную территории был эффективной, самого запрета мало. Должен быть прописан четкий механизм применения санкций к иностранным нарушителям украинского законодательства и уголовной ответственности — для нарушителей украинских. Да, санкции не универсальный инструмент, они должны применяться исключительно к тем, к кому не может дотянуться украинское уголовное право. То есть, к иностранным физическим и юридическим лицам.

А это нас возвращает к разговору о санкционном законодательстве, которое требует масштабного совершенствования. Санкции должны применяться быстро, системно, целенаправленно и точно. Чтобы ильменитовые схематозники не успевали искать новых посредников для поставок сырья на Крымский Титан — вместо забаненных украинскими санкциями.

Сложно, да? А никто не обещал, что будет легко. Защита национальных интересов — дело вообще не простое. Но она стоит усилий.

Видеоверсию материала можно посмотреть здесь: