Трудности «переходного периода», или Жизнь за чужой счет

Власть

realtТолько тринадцать процентов крымских субъектов малого и среднего бизнеса перерегистрировались по законодательству РФ, несмотря на все предпринимаемые властями системы и методы мотивации. Это почти 17 тысяч предпринимателей – физических лиц из 132 тысяч, которые работали по состоянию на первое января текущего года.

Впрочем, мотивировать малых и средних предпринимателей перерегистрироваться на систему налогообложения, которая более жесткая, чем та, в которой они работали, чрезвычайно будет трудно. Тем более, когда у них нет четкого понимания, что их ждет в достижимом будущем —  после первого января 2015-го. Крымская «власть» предпринимает попытки «смягчить» отдельные моменты законодательства РФ принятием республиканских нормативных документов, но пока это не способствует поднятию уровня доверия со стороны бизнеса.

Украинская система налогообложения намного либеральнее, чем российская. Налоговый кодекс Украины определяет для субъектов хозяйственной деятельности 6 групп, для которых возможна упрощенная система налогообложения. Для физлиц — предпринимателей их четыре: 1 – 3 и 5 группы. Принадлежность к той или иной группе зависит от годовых показателей прибыли и количества наемных работников, непосредственно участвующих в рабочем процессе и необходимости (желании) регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость. Ставки варьируются в зависимости от выбранной группы и в некоторых случаях ниже российских. Например, у 1 и 2 групп сумма налога фиксированная и привязана к минимальной заработной плате. И лишь с 3 группы применяются ставки: 3, 5 или 7 процентов. В российском Налоговом кодексе условия работы на «упрощенке» практически те же, однако действует одна единая ставка – в 6 %.

516

фото cit.ua

Крымские малые производители сельхозпродукции, особо востребованной сейчас на полуострове, также не испытывают особого желания начинать работать по новому законодательству. Ведь они будут лишены возможности, которая была у них в украинском правовом поле — распоряжаться собственными средствами и реинвестировать в свой бизнес. Напомним, в Украине сельхозтоваропроизводители «откладывают» 18 процентов налога на добавленную стоимость на свой специальный счет. С этого счета они используют средства на развитие своего предприятия по собственному усмотрению. Подобный льготный механизм в российском законодательстве отсутствует.

Зато остро стоит проблема с выдачей российских разрешительных документов. «Министр» экономического развития Крыма Николай Коряжкин признает,  что его ведомство просто не успеет выдать соответствующие лицензии субъектам хозяйствования к окончанию «переходного периода». Дескать, отсутствует возможность их выдачи и введения в действие в такие сжатые сроки.

Но есть и другая причина — бизнес столкнулся с серьезными проблемами при перерегистрации прав собственности на имущество, наличие которых, в том числе, нужно обосновать при получении разрешительных документов. Из-за законодательных коллизий и «нестыковок» кто-то не может доказать право собственности в связи с приобретением имущества в лизинг. Кому-то «светят» судебные процедуры для доказательства права на собственное имущество, так как уже пройдена процедура перерегистрации для работы в «российских» реалиях.  А кто-то и вовсе, за работой, не успевает из-за банального наличия больших очередей на перерегистрацию.

семинар для бухгалтеров,  фото bizness.crimea.ua

семинар для бухгалтеров,
фото bizness.crimea.ua

В Крыму на всех уровнях постоянно проходят «стыковочные» мероприятия, российские чиновники из разных регионов «обучают» крымских специалистов, представителей бизнеса. Проходят тематические семинары по всем институциональным направлениям. Однако многие с тревогой отмечают: различия достаточные, тяжесть переходного периода, когда действует «двойное законодательство», ощутили все (и чиновники всех уровней, и крымчане, и обретенные «соотечественники» — россияне), но проблемы этим не заканчиваются.

В общем, накануне наступления заветного 2015 года жизнь заставила крымские власти, до этого занимавшихся шапкозакидательством,  просить Москву продлить так называемый «переходный период». «Глава» Крыма Сергей Аксёнов подписал обращение на имя президента РФ Владимира Путина, в котором просит продлить его срок еще на целый год — до 1 января 2016 –го. Просьбу обосновали тем, что, несмотря, на «все усилия властей Крыма, удалось решить еще далеко не все проблемные вопросы, связанные с интеграцией в финансовую, юридическую и банковскую системы Российской Федерации».

Необходимость продлить период «адаптации» аннексированного Крыма к российским реалиям увидел министр РФ по делам Крыма Олег Савельев. По его словам, «процесс интеграции Крыма в российскую правовую систему является слишком масштабным и требует тщательной проработки многих вопросов». Невозможно решать такие вопросы в столь крайние сроки, заявил Савельев и не исключил, что будет принято решение о продлении переходного периода в Крыму по ряду направлений.

knf_46156_361_240Из публикаций в российских СМИ следует, что сегодня в Москве в принципе не против перенести предел переходного периода, но с оговорками. Мол, в  правительстве с пониманием относятся к просьбе. При этом против продления «переходного периода» для Крыма высказывались замминистра по делам полуострова Андрей Соколов и председатель Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Вероятность, что переходный период все-таки будет продлен, существует. Возможно, только по нескольким направлениям. Проблем на поверхности, а тем более скрытых, которые явно не прорисовываются, слишком много. И слишком высока ответственность политиков за  присоединение Крыма и обещания его жителям райской жизни.

По мнению председателя Меджлиса крымскотатарского народа Р.Чубарова, письмо Аксенова о продлении «переходного периода» — отнюдь не инициатива крымских «властей», а было согласованно с Москвой и вызвано несколькими причинами. Рефат Чубаров считает, что таким образом Кремль дает  «очередные поблажки тем, кто продолжает быть проводником их политики, но при этом максимально «закручивает гайки» всему населению.

«С другой стороны, это где-то и нежелание сохранившегося крымского бизнеса (в конце концов, Константинов тоже имеет бизнес!) регистрироваться. Им не хочется войти в эту мельницу зубодробительную российскую. Они же понимают, что их век политический недолог, им же хочется уйти потом и с деньгами остаться», — считает Чубаров, констатируя, что присоединением Крыма Россия загнала себя в западню.

Керченская переправа

Керченская переправа

На фоне попыток поиска путей решения уже существующих проблем за счет растягивания сроков так называемой «адаптации» в Крыму наблюдается стойкая динамика падения производства, роста цен  и перебоев с поставками.  С северных рубежей полуострова постоянно поступают сообщения о недопуске очередной партии украинских продуктов. На Керченской переправе уже стандартная нестабильная пропускная ситуация, характерная для  осеннее — весеннего периода, когда она периодически вообще не работает. Прибавляется ко всему угроза отсутствия воды и паралича отопления в зимний период.

Не могут стабильно функционировать крупные предприятия или вообще лишены заказов. Пока только обещаны заказы предприятиям оборонной отрасли, которые сетовали на их полное до этого месяца отсутствие. Морские порты теряют грузопоток. Рыбная отрасль оказалась вообще невостребованной. Частные инвестиции, по-прежнему,  пока только в намерениях и обещаниях. По — видимому,  расчет опять делается на федеральные вливания, которые перекроют расходы «крымского эксперимента» в следующем году.  Так, на трансферты из федерального бюджета приходится 74% доходов республиканского бюджета — 2015, собственных доходов Крыма – всего четверть.