Есть ли у Симферополя “зеленое будущее”?

На прошлой неделе в Симферополе имели место два противоположных с точки зрения здравого смысла события: с одной стороны, в горсовете проходили общественные слушания по проекту Правил благоустройства, а с другой – не спрашивая  мнения горожан,  по команде мэра активно уничтожали деревья на улице Горького. По словам городских начальников, половина деревьев – гнилые и ради безопасности горожан должны быть ликвидированы. Однако специалисты утверждают: уничтожать вполне здоровые деревья не было смысла, теперь же, чтобы улица Горького стала вновь тенистой, должно пройти не менее 20 лет.

Улица без тени

Когда-то Симферополь считался одним из самых зеленых городов Украины. Последняя инвентаризация зеленых насаждений в Симферополе проводилась еще в 1986 году. Тогда площадь  парков и скверов  насчитывала 507 гектаров, а на одного симферопольца приходилось более пятидесяти квадратных метров зелени, что соответствовало высоким санитарным нормам. В те  времена  в городе ежегодно высаживалось более миллиона цветов, сотни деревьев, велись работы по содержанию зеленых насаждений.

Однако сейчас в Симферополе, как мы уже писали, сложилась парадоксальная ситуация: зеленые насаждения есть, но городу они не принадлежат. Все, что растет в парках, находится в собственности Верховного Совета Крыма. Для бездействующих городских властей весьма удобное положение:  мол, город не может вкладывать средства в обновление скверов и парков, поскольку власти могут обвинить в нецелевом расходовании бюджетных денег.

Однако при этом уничтожается и та толика, что еще осталась: в рамках «реконструкции» улицы Горького было решено срубить деревья якобы из-за их аварийного состояния. На эти цели выделили 90 тысяч гривен. Однако специалисты в один голос утверждают: снос деревьев – совершенно бессмысленная с точки зрения логики акция.

Бывший заместитель управляющего треста «Крымзеленстрой», занимающегося в советские годы озеленением и комплексным благоустройством всего полуострова, Семен Голомшток уверяет: больные деревья можно было бы легко «подлечить». А новые высаженные клены дадут приемлемую тень не раньше, чем через 20 лет.

«Это просто дикость. Клену, который сейчас высаживается на улице Горького, чтобы тень нормальную давать, нужно 35-40 лет. Когда-то не совсем хорошее положение с состоянием деревьев было на бульваре Франко. Но даже тогда приняли решение и пломбировали деревья, как зуб. И там они до сих пор еще стоят. И здесь можно было бы при необходимости такую работу провести и сохранить деревья, которые еще стояли минимум 50-70 лет», – уверяет С.Голомшток.

Ему вторит и бывший главный инженер Симферопольского РСУ зеленого строительства и комплексного благоустройства Лариса Самсонова, которая многие годы занималась озеленением города. По словам специалиста,  новые клены на улице Горького  посажены с нарушением технологии и, скорее всего,  просто не приживутся.

«Конечно, это глупость. Неужели в городе нет других мест, где совсем плохо и там навести порядок? Нет, надо снять живые хорошие деревья и на что-то менять. Еще и в середине лета! – возмущается Л.Самсонова, – Как технолог могу сказать, что посадка деревьев должна осуществляться в приемлемые агротехнические сроки – в благоприятный для дерева период. Это октябрь- ноябрь  и  март- апрель. Но сажать в конце июня лиственные деревья – недопустимо! Эти деревья будут болеть. А кто за ними будет ухаживать? И что за необходимость была вообще? Это была замечательная тенистая улица, на которой был зеленый свод, надо было  немножко «подремонтировать» деревья и все. Ведь есть уже пример –  улица Карла Маркса, где посадили эти клены шаровидные. И все люди теперь умирают там от жары».

Лариса Самсонова

Недоумевают специалисты и от слов Виктора Агеева о том, что деревья спиливают, потому что у них слишком большие корни, которые разрушают сети и дороги. Однако на смену  деревьям с уже сформированной корневой системой высаживаются клены, которые известны своими еще более крепкими корнями. По словам  экс-руководителя  «Крымзеленстроя» С. Голомштока, саженцы кленов  выращивают  в питомниках железных дорог: «Их высаживают вдоль дорожного полотна, чтобы укрепить земляную поверхность. У них очень мощная корневая система. И то, о чем они (власти – ред.) говорят, показывает их «квалификацию».

Потерянная зелень

По словам Семена Голомштока и Ларисы Самсоновой, за  последние два десятилетия  «зеленые легкие» крымской столицы уменьшились не меньше, чем на треть.  А за тем, что осталось, практически никто не следит.

Симферополь в 70-е

«Взять, к примеру, Куйбышевское кольцо: четыре ели стоят засохшие, – рассказывает Л.Самсонова, – И раньше все здесь было засажено цветами. Это же дикость! Здесь даже магистральный водовод проходит, здесь воду запросто сделать – только развод организовать. И всё бы это поливалось – и розы, и ели. Но никому ничего не надо. То, что уже есть и то, что можно и нужно преумножать – никому нет дела. Вы сейчас поверите, что в 80-х Симферополь называли городом тюльпанов? Только в 1983 году мы высадили больше полутора тысяч этих цветов».

Вот и получается, что, по сути, «зеленое будущее» Симферополя интересует только пенсионеров, отдавших около четырех десятков лет на создание хозяйства зеленого строительства.

«Ни одна реконструкция, ни одно строительство не проходило без обсуждения на техническом совете с участием архитекторов района, города и области, – вспоминает Семен Голомшток. – Посадить дерево – это только 5% того огромного дела, которое нужно потом, чтобы его обслужить: это и люди, это полив, удобрения, обрезка. И для этого была база, которая нами создавалась почти 40 лет».

Симферополь в 70-е

Почему-то даже в послевоенные годы находились средства для благоустройства, теперь же  мы наблюдаем только строительство новых элитных домов и ресторанов, – сетуют пенсионеры.

По словам С.Голомштока, в советское время существовала четкая система организации и эксплуатации зеленого хозяйства. У «Крымзеленстроя» было около десятка теплиц для выращивания цветочного посадочного материала, питомники в четырех  крымских городах.

Работа была налажена по всей цепочке: от выращивания рассады до последующего ухода за зелеными насаждениями. Заключались договоры и с Никитским ботаническим садом, откуда также привозились саженцы. Город, действительно, был зеленым и цветущим.

«Крымзеленстрой» вел комплексную работу. «Мы не только сажали и ухаживали за растениями, но и делали газоны, дорожки, скамейки, малые архитектурные формы, опорные стенки. До сих пор  на улице Севастопольской еще можно увидеть остатки почти 16-километрового водопровода, который мы проводили, чтобы орошать великолепные газоны», – с горечью вспоминает С.Голомшток. И добавляет: «Результат такого состояния зеленого хозяйства в Симферополе –  то, что руководство города не работает с предприятиями, институтами. Никому ничего не нужно».

Что делать?

Семен Голомшток

Однако бывшие сотрудники «Крымзеленстроя» не только сетуют на безразличие нынешней власти, но и предлагают конкретные пути решения проблемы.

«То, что еще осталось от «Крымзеленстроя» – достаточно для того, чтобы содержать город. Если бы зеленые насаждения забрать Симферополю, привлечь эту базу, можно решать проблему содержания города», – уверяет С.Голомшток.

Около пяти лет пенсионер обращается во все властные инстанции с проектом, в котором предлагает создать республиканскую комиссию для разработки мероприятий по улучшению состояния зеленых насаждений и единый орган по руководству озеленением и благоустройством городов с прямым подчинением Совмину. Кроме того, уверен С.Голомшток, необходимо восстановить базовые хозяйства зеленого строительства, провести инвентаризацию зеленых насаждений, перевести их на баланс городов и поселков. Ведь еще не поздно –  остались кадры,  люди, знающие все об организации озеленения в Крыму, есть теплицы, сохранилась даже автобаза «Крымзеленстроя», которая, правда, сдана в аренду.

Еще один проект, который предлагают бывшие сотрудники «Крымзеленстроя», – создание дополнительной зоны отдыха для симферопольцев. В районе промзоны: от радиорынка вдоль трех водоемов речки Славянки до улицы Данилова. Здесь находятся незадействованные 16 гектаров городской территории  протяженностью около полутора километров.

«Зона, которую мы предлагаем превратить в парк, как нельзя лучше подходит для этой цели. Этот комплекс может соединять восточную и западную части города. Здесь можно построить различные спортивные сооружения, кафе, аквапарк. Можно сделать пляжи. В эту ландшафтно-парковую зону отлично впишутся водоемы, – рассказывает С.Голомшток. – А самое главное – еще остались квалифицированные кадры, которые занялись бы этой работой».

Семен Голомшток уверен, что нашлись бы инвесторы, готовые вкладывать средства в новый проект. Ведь облагородить уже готовую территорию гораздо дешевле, чем закладывать молодой парк, в котором полноценный отдых возможен лишь спустя годы.

И действительно, прогулявшись в этой, как ее именовали раньше, рощи у ставков кожфабрики, действительно можно говорить о многих гектарах городской территории, скрывшихся от глаз чиновников. Может быть, именно удаленность от маршрутов виповских кортежей, и спасло этот тенистый кусочек города от застройки. Пока..С одной стороны парка уже начали появляться масштабные строения…